Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

История театра

Логотип

Пермский театр «У Моста», созданный в 1988 году благодаря невероятной энергии режиссёра Сергея Федотова, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Это театр авторский. Невероятная идея Федотова создать первый в мире мистический театр получила своё счастливое воплощение.

Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым Нытвенская молодёжная театральная студия (г. Нытва, Пермский край) стала «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро яркие, оригинальные по режиссёрской и актёрской манере постановки Федотова стали известны не только в Перми. Зрители из разных городов России специально приезжали на эти спектакли.

С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. Через год он создаёт в Перми свой театр.

В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра, который разместился в Малом зале Дворца культуры Телефонного завода.

Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание «Театр “У Моста”» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова, по сути, являются мостом между реальным и потусторонним, сознательным и интуитивным, бытовым и мистическим.

Первой постановкой театра стал «Мандат» Николая Эрдмана – день премьеры 7 октября 1988 года – его днём рождения. В 1989 году Федотовым были поставлены спектакли «Жаворонок» Жана Ануя, «Бдым» С. Злотникова, «Дракон» Е. Шварца и, ставший знаковым для театра, спектакль «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, где зародилась новая манера игры актёров, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная и гипнотическая, потрясшая зрителей и театральных критиков в 1990 году на Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы» в Тюмени, где спектакль получил ГРАН-ПРИ. Невероятная пронзительность, «обнажённость» актёрского существования открыла всю притчевую универсальность пьесы о мире после ядерной катастрофы, стёршей с земли человечество и уничтожившей даже память о нём. После «Зверя» о театре заговорили как о театральном феномене, как о первооткрывателе мистики на сцене.

В 1990 году на сцене «У Моста» появляется, ставший легендарным, спектакль «Панночка» (пьеса Н. Садур по мотивам гоголевского «Вия»). Именно после этой постановки театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя потустороннего мира на сцене. Спектакль, шедший более 30 лет с неизменными аншлагами, сыгранный более 2900 раз, стал для театра «У Моста» настоящим символом, как в своё время «Чайка» для МХТ.

В 1992 году театр вместе со статусом городского получает собственное здание (на ул. Куйбышева, 11), которое вновь оказывается по соседству с Камским мостом. Новый театр реконструировали всего месяц, причём одновременно репетировали. И сыграли на новой сцене премьеру «Женитьба» Н.В. Гоголя, которая вновь стала театральным событием. Сергей Федотов предложил необычную для постановочной традиции «Женитьбы» версию. Казалось, после спектакля А. Эфроса «Женитьбу» «уже не открыть». Эфросовская история вышла из «Шинели», но в театре «У Моста» рассказ о маленьком человеке Подколёсине превратился в самое настоящее «совершенно невероятное событие». Вместо лирической комедии Федотов поставил фантасмагорию, где Кочкарёв оказывается чёртом, который режиссирует свой бесовский спектакль.

Магический сценический мир в театре «У Моста», во многом создаётся и благодаря особым литературным предпочтениям. Круг авторов так или иначе связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, У. Шекспир, Б. Стокер).  Неслучайно, в театре «У Моста» не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или циклы. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, познать его уникальную стилистику со всеми её загадками и тайнами.

Широкая известность театра началась именно с цикла гоголевских постановок, которые стали отражением всех форм его мистического мироощущения. Сергей Федотов обнаружил скрытые знаки присутствия мистического, о которых Гоголь, в действительности, проговаривается в каждом своём произведении, но, тем не менее, в постановочной традиции это упускается. Чаще всего пьесы Гоголя ставят или как бытовую комедию, или как сатиру. Федотов на практике дошёл до идей философа Д. Мережковского, сценически доказав, что в каждом произведении Гоголя есть чёрт.

В «Панночке» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» – мистика явлена. Это атмосфера ночи тревожной, загадочной, переливающейся, призрачной, в которой действуют персонифицированные чёрт и ведьма. В «Игроках» – мистическое зашифровано в самой идее игры, азарта, одержимости, разрастающейся с каждой минутой до ситуации тотального обмана. В «Женитьбе» все герои существуют в фантастическом мире, подчинённом власти чёрта, который неожиданно мелькает в образе Кочкарёва.

Шекспировский цикл театра «У Моста» – «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Макбет» открывает художественный мир иного рода, где значимыми становятся категории судьбы, рока, катастрофы, замешанные на страсти и крови. Несмотря на глубоко уникальную авторскую стилистику и акцент на магическом – Шекспир Сергея Федотова был однозначно воспринят театральной критикой как классический, исключительно точный и внимательный к эстетике, атмосфере театра Эпохи Возрождения, а также к стихотворной материи его текстов. 

Булгаковская триада – «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Собачье сердце» – это эксцентричная, яркая, дерзкая и эстетская игра с пятым измерением, параллельным миром, пространством мёртвых, выстроенная с присущими Федотову чувством стиля и умной иронии.

Другой стороной литературных интересов театра стала эстетика парадокса. «У Моста» – это единственный театр, в репертуаре которого есть восемь спектаклей по пьесам современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха: «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый Запад», «Калека с Инишмана», «Лейтенант с Инишмора», «Безрукий из Спокэна», «Человек-подушка», «Палачи». Этого автора для российских театров открыл именно Сергей Федотов. Несмотря на то, что на сегодняшний день в России поставлено уже более 200 спектаклей по пьесам МакДонаха, постановки Федотова критики до сих пор считают наиболее точно попадающими в уникальный стиль автора.

Феномен популярности МакДонаха-театрального может соперничать только с его же оскароносными киноэкспериментами: короткометражным фильмом «Шестизарядник», полнометражными – «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». На первый взгляд, русской театральной школе противопоказана подобная эстетика, но пермский театр доказал обратное, найдя ключ к миру макдонаховских героев.

«Ирландские» постановки театра «У Моста» стали лауреатами многих престижных фестивалей. «Сиротливый Запад» был показан на фестивале «ЗОЛОТАЯ МАСКА» среди лучших спектаклей 2008 года и стал настоящим открытием. Поставив всю Линэнскую трилогию («Сиротливый Запад», «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары»), Сергей Федотов предложил свою версию пьесы из Аранской трилогии «Калека с Инишмана», в которой открыл совершенно нового, другого, неакционального и небрутального МакДонаха. Доказал неоднозначность и неодномерность его драматургического мышления, открыл совершенно незамеченную до него никем лирическую глубину историй ирландского автора.

Пермскому режиссёру удалось в своей четвёртой – «аранской» – постановке воссоздать уникальную природу макдонаховского юмора, высвободить энергию комического, позволяющую актёрам сочинить своих героев как подлинных ирландских чудаков, за странностью которых скрывается жестокое и отчаянное противостояние реальности, её политическим и историческим катастрофам. В 2010 году театр «У Моста» со спектаклем с «Калека с  Инишмана» принял участие в главном фестивале России и стал Лауреатом Национальной Театральной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», получив специальный приз жюри.

В 2012 году театр получил право первой постановки в России пьесы «Безрукий из Спокэна» Мартина МакДонаха. Спектакль также стал Номинантом премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА». «Палачи» МакДонаха в 2016 году стали в театре «У Моста» второй мировой премьерой этой пьесы!

Секрет такого успеха кроется не только в почётном статусе первооткрывателя, но в абсолютном и невероятном совпадения идей мистического театра Сергея Федотова и парадоксальной, оригинальной логики МакДонаха. Ведь слово «парадокс», повторяемое режиссёром применительно к МакДонаху, фактически является его собственным художественным методом не только в сложившейся манере спектакля, но и в процессе работы с актёрами. Конструкция драматургических текстов МакДонаха предполагает оригинальный художественный мир, в центре которого находятся странные, чудаковатые персонажи. Именно в них концентрируется загадка и точка удивления макдонаховского мышления, абсурдистская противоречивость ирландского сознания. Стилистика театра «У Моста», построенная на работе с психофизикой, энергией актёра, идеально подходит для открытия языка МакДонаха.

В 2014 году театр «У Моста» инициировал и организовал первый в мире Международный фестиваль Мартина МакДонаха. В 2016, 2018, 2020 и 2022 годах театр провёл II, III, IV и V фестивали. В пяти фестивалях Мартина МакДонаха приняли участие театры из Ирландии, Северной Ирландии, Шотландии, Испании, Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Германии, Австрии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии, Венгрии, Румынии, Нидерландов, Эстонии, Молдовы, Казахстана, Азербайджана, Беларуси и России.

К I Международному фестивалю Мартина МакДонаха впервые была переведена на русский язык книга английского театрального критика Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». Книга открыла издательскую серию «Театр "У Моста" представляет». В 2018 году, к 30-летию театра, была издана вторая и третья книги этой серии: «Мартин МакДонах. Мрачные комедии» (первое и единственное собрание 8 пьес Мартина МакДонаха в русских переводах) и «Театр "У Моста". Время мистики» (издание, посвящённое 30-летнему творческому развитию театра).