Хроники IV Фестиваля
- Главная »
- Хроники IV Фестиваля
Сергей Федотов рассказал в интервью корреспонденту "Российской Газеты" Светлане Мазуровой о Фестивале МакДонаха и театре "У Моста"
В Перми прошел IV Международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха. Были показаны 24 спектакля, поставленных по пьесам британско-ирландского драматурга, которые представили 20 российских и зарубежных театров. В интервью "РГ" президент фестиваля Сергей Федотов, основатель и худрук театра "У Моста", рассказал, как готовили фестиваль, чем занимались во время карантина, почему пришлось нарушить традицию - выпустить к открытию фестиваля премьеру не по МакДонаху, а также о предстоящих поездках и новом здании.
Читать подробности
Зарубежная пресса о Фестивале: испанский портал АраИнфо подготовил материал об участии "Teatro Pezkao" в IV Международном Фестивале Мартина МакДонаха.
Театр «PezKao» из Сарагосы победил на Международном Фестивале Театра «У Моста» в России
Как сообщают в пресс-службе организаторов Фестиваля театр «PezKao» получил Спецприз Жюри за точное раскрытие художественного мира автора, Мартина МакДонаха. В Фестивале участвовали театры из России, Ирландии, Италии, Эстонии, Нидерландов, Белоруссии, Арагона и других провинций Испании.
Фестиваль в Перми проходит четвертый раз. Театр «PezKao» из Сарагосы представил на мероприятии спектакль «Человек-подушка» по пьесе Мартина МакДонаха.
Из-за ситуации с COVID-19 зарубежные участники не смогли приехать в Пермь. Поэтому было принято решение ограничиться просмотром записей их спектаклей. После того, как жюри ознакомилось со всеми постановками, 7 октября состоялось вручение наград лауреатам, одну из которых завоевал театр «PezKao» за спектакль «Человек-подушка». Это спецприз жюри за точное воплощение МакДонаха. Как сообщается в релизе, зрители аплодировали в едином порыве и были в восторге от постановки.
Следующий Фестиваль состоится в 2022 году, где тоже с нетерпением ждут гостей из Испании. Напомним, в этом году в мероприятии участвовали театры из России, Ирландии, Италии, Эстонии, Нидерландов, Белоруссии, Арагона и других провинций Испании.
Корреспондент "Российской Газеты" Светлана Мазурова - об итогах IV фестиваля Мартина МакДонаха
В Перми завершился IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный творчеству современного британско- ирландского драматурга. Провел его авторский театр Сергея Федотова "У Моста", отметивший в это время 32-летие.
Читать подробности
Видеодневник Фестиваля. День 7
7 ОКТЯБРЯ состоялись показы спектакля "Человек-подушка" театра из Уфы и спектакля "Палачи" Театра "У Моста", на торжественной церемонии были подведены итоги IV Международного фестиваля Мартина МакДонаха. Уже началась подготовка к V Фестивалю, который состоится в 2022 году.
Видеодневник Фестиваля. День 6
6 ОКТЯБРЯ - обсудили спектакли, не смогли уснуть на испанской "Подушке" и устроили конкурс красоты среди "королев" из Линэна, которые на самом деле из Таллинна, Воркуты и Минска. Все чудесатее и чудесатее!
Информационные партнеры Фестиваля РБК-ПЕРМЬ о IV Фестивале Мартина МакДонаха
Эксперты программы, члены жюри Фестиваля:
Виктор Шрайман, председатель жюри Фестиваля, режиссёр, театральный педагог, Председатель экспертного совета Премии им. М. Королёва, Член жюри национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», Руководитель Всероссийской Лаборатории режиссёров театра кукол (СТД РФ).
Дмитрий Кириченко, театральный критик, кандидат филологических наук, помощник главного режиссёра Севастопольского театра им. Луначарского, доцент кафедры иностранных языков Филиала МГУ в г. Севастополе.
Ведущий: Руслан Пепеляев.
ЛЮБЛЮ ДО СМЕРТИ И ДО КРИКА
"Королева красоты из Линена" - и правда драма, психологическая драма, как это трактует Воркутинский драматический театр. Спектакль гостей из Коми - предельный натурализм и мощнейший накал страстей.
Все участники фестиваля играют очень эмоционально: по сцене летают то отрезанные руки, то осколки гипсовых статуэток, патроны, вещи, оружие. Здесь же Морин выплеснула в зал горшок мочи - вместе со всей своей болью непрожитых в любви лет, вместе со всей ненавистью к матери и самой жизни, вместе со всей силой надломленной психики, и надо сказать, это было шоком. Не нравится? А жить, как Морин и Мэг, а дойти до "психушки" и бояться это даже вспоминать, а говорить о несуществующем прощании с любимым - нравится?! Жизнь героев именно такова: в дерьме своих обид и ругани, в нежности своей любви и мечты. И на этих эмоциональных качелях зрителя бьют наотмашь по щекам то криками, то драками, то правдой.
Выпукло прорисованы образы действующих лиц: Морин предстает настоящей истеричкой, готовой в любой момент перейти на крик, её галлюцинация в финале не выглядит чем-то неожиданным. Пато уже сам слегка испуган ею, и вновь прячется в свою скорлупу.
И только Мэг качается в кресле с отрешенным видом, лишь изредко позволяя себе едкие высказывания и хитрые поступки, на самом деле смотря вглубь себя - все ли идет по ее плану. Ведь по большому счету именно она - главным режиссёр и первый зритель развернувшейся драмы, которая заканчивается трагедией для неё же самой...
Общий оттенок явного сумасшествия закрепляет Рэй в последних сценах, пытаясь на пепелище получить свою толику ласки, пусть и за деньги... Что это было? Жизнь. Какая есть. Какую смогли.
Безрукий из Спокэна
Rara Avis
По центральным улицам Перми весёлыми группами, пританцовывая и напевая песенки, проходят странные молодые люди. Все рыжие, — ну, разве что один или два среди них с волосами другого цвета, — сияющие, шумные, счастливые. Выкрикивают: «Ирландия, Ирландия!», «МакДонах!», «У Моста!». Прохожие не удивляются, не шарахаются от них — наоборот, многие присоединяются к этому шествию. Оно, кстати, так и называется — Шествие рыжих. Пермяки давно привыкли к тому, что раз в два года в октябре месяце их город превращается в своеобразную Ирландию. Этот яркий парад — предвестник открытия Международного театрального фестиваля Мартина МакДонаха...
КРУЖИТ СУДЬБЫ ВЕРЕТЕНО
Минская «Королева красоты из Линэна» встретила зрителя в разваливающейся лачуге с протекающей крышей, в центре комнаты - прялка.
Течет день за днем обычная жизнь дочки и матери, вроде любящих друг друга, при этом каждая занимается собой и в семейной беседе незаметно, слово за слово, дело доходит до скандала, где весь годами скопленный внутренний багаж ненависти и злобы выплескивается потоком. Мать оскорбляет и унижает дочь, обзывая её шлюхой, падшей, а дочка - в гробу видать хотела такую мать! Ненависть, которая, по МакДонаху — обратная сторона любви.
И вот появляется Пато Дули - для Морвин это шанс изменить свою жизнь и упорхнуть вслед за желанным из этой ненавистной лачуги и из этой ненавистной жизни. Но своьбода одной из этой плотной пары — одиночество для другой. Спектакль полон находок, которые при нынешней известности МакДонаха уже можно назвать неожиданными.
Вот мы слышим песни и вскрики ночи любви, видим движения силуэтов за прозрачной ширмой и слышим их сладострастные стоны. На самом же деле то были старческие стоны и кряхтения вечно недовольной матери, которая появляется в комнате.
Рей, младший брат Пато, наверное, самый открытый и простой из героев. Вроде как незаметный, но без него никак, именно он выполняет роль гонца между героями и временами, он нужен Морин чтоб узнать, пригласит ли ее Пато к себе в Америку, он нужен Мэг Фолан, чтобы успеть перехватить письмо и уничтожить, лишь бы дочь не оставила ее одну.
И, как всегда, много «секретиков» - ветхая лачуга как символ истрепленных и ветхих душ героинь — одной от старости, другой с психическими проблемами. Протекание крыши словно символ «протекания крыши» матери и дочери, а вращение прялки — как та бесконечная круговерть с известной фразой: сколько б ниточке не виться, а конец близок! И то, что любимый помолвлен с другой, что мать не вернуть, что ты никому не нужна — тот конец надежд для Морин, которая, надев халат и угнездившись в кресле-качалке, превращается мгновенно в нахохлившуюся и недовольную старушку Мэг...
ЧЕЛОВЕК-ALMOHADA
Завод Шпагина сегодня говорил по-испански - не говорил, а кричал даже, ведь там прошел онлайн-показ спектакля испанского театра “PezKao” «Человек-подушка».
Очень живой и динамичный спектакль. Весь сюжет МакДонаха участники из Сарагосы уложили буквально в полтора часа действия! Реплики героев резкие, быстрые, оформление сцены мрачное. Образы героев очень точные: ты смотришь на испанского Михала и видишь, как этот хитрый веселый парень ловит и мучает ребенка! А Ариэль все время с переменным успехом пытается держать себя в руках, он не может отойти от шока, что «кто-то пишет рассказы о том, как девочку казнили в стиле «Маленького Иисуса». Неразгаданными остаются образы Тупольского и самого Катуряна – увлеченного следователя и фанатичного писателя – то есть такими, какими их, наверное, и задумал МакДонах.
Сцены рассказов Катуряна показаны в виде настоящего фильма, который проецируется за спиной Катуряна, читающего свои сочинения. В какой-то момент на сцене даже появляются два Катуряна, а в конце спектакля мы попадаем в подпространство, где возникает диалог героев-детей и их душ после смерти.
Teatro PezKao – участники Фестиваля, которые до последнего рвались приехать в этом пандемийном году. Поэтому на Фестивале 2022 это самый ожидаемый гость. Но уж точно приедут в 2022!
Видеодневник Фестиваля. День 5
Пермский фестиваль МакДонаха «в маске» уже на «экваторе»
НОВЫЙ ДЕНЬ
Четвертый международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха в Перми, несмотря на эпидемиологические ограничения, заново открыл творчество знаменитого ирландского драматурга. Как подчеркивают организаторы, спектакли проходят с соблюдением всех мер безопасности: половину мест в залах заняли картонные версии актеров любимой пермяками труппы театра «У Моста», чтобы обеспечить требования социальной дистанции...
КРЫМ? ИРЛАНДИЯ? ПЕРМЬ?
Спектакль "Калека с острова Инишмаан" Ялтинской лаборатории современной драматургии позиционируется как инклюзивный. Роль Калеки Билли играет актёр, на своем опыте понимающий, что такое - быть другим, чем остальные. Но фишка не в этом, а том, что в условиях минималистических декораций крымчане попытались найти ответ - где в нас любовь?
Погружение в атмосферу Инишмана происходит ещё до начала спектакля: свет в зале приглушен. В художественное пространство острова включаются и все фойе театра "У Моста": актёры бегают и лупят друг друга далеко за пределами сцены, все это отчётливо слышно в зале, периодически актёры обращаются к зрителям, причём с приглашением к реальному диалогу, без всяких риторических вопросов. Сценография и реквизит - буквально из подручных средств, которые в руках актёров становятся чем угодно. Крымчане демонстрируют и другие свои таланты: фокусы с палкой и сальто, лодка из стульев, и все это происходит на основании в виде карты Крыма, да и в углу сцены светит в ночи знаменитый ялтинский маяк.
Актеры, словно дети, играли в сюжет МакДонаха, наслаждаясь игрой - в ход шел реквизит, слова автора, характеры персонажей, свет, цвет, тон голоса, словно дети на берегу моря пытались из мокрой гальки выстроить замок. Замок, где любовь еще светит, подобно маяку, где каждый может оказаться не тем, кем кажется...
"КРАСАВИЦА" ИЗ ИРБИТА
Театр, которому уже вот-вот исполнится 175 лет, удивительно проникновенно звучит словами, криками, воплями, шепотом и нежностью МакДонаха. Впрочем, зрители с первых дней постановки спектакля в Ирбите писали: "Если спектакль ставит Сергей Федотов - сходить надо обязательно. Если спектакль по пьесе МакДонаха ставит Сергей Федотов в Ирбитском драмтеатре - посмотреть его просто необходимо. Сценография, режиссура, игра актеров - всё сошлось!"
Так тонко и проникновенно совсем иную, не у-мостовскую историю, рассказали зрителям актеры из Ирбита.
Удивительно нежно звучит, а затем устало обрывается мелодия любви Морин и Пэйто, мамаша Мэг абсолютно органична и гротеск не в ее поведении, а в той ситуации, в которую загнала жизнь - неплохие в целом люди вдруг сплелись в отвратительный клубок обид и болей.
Почти гротесковая комедийность неожиданно срывается в эмоциональную бездну и неотвратимую трагическую развязку. Режиссер Сергей Федотов заставляет зрителя почти весь спектакль смеяться над чудачествами и абсурдностью героев, а в финале шокирует нравственным очищением.
Видно, как внимательно продуманы декорации и звуко-шумовое сопровождение спектакля - тут так уютно, но так зябко из-за холодных сердец хозяек, что лишний раз подтверждает - не огонь в камине греет дом, а тепло души человеческой. Ощущение, что эти герои не успели научиться любить, не давали себе этот труд, и теперь робкие их шаги заканчиваются обрывом в пропасть холода, который превращает красавицу Морин в ту же Мэг. Судьба? Рок? Не знаем...
"ОДНОРУКИЙ" С НРАВОМ "КОТа"
Театр «Кот» из Воронежа и своего "Однорукого" представил по-кошачьи своенравным.
Действие спектакля разворачивается в гостиничном номере, где волей судьбы сталкиваются однорукий маньяк, придурковатый дворецкий и парочка мелких жуликов, для которых неудачная афера вполне может оказаться последней в их жизни.
Страсти, пистолеты, выстрелы - и при этом все герои странной истории временами отвлекаются на забавные разговоры, а в сюжете возникают неожиданные повороты, фокус внимания смещается от прошлого настоящему, словно кот следит за бабочкой, которая скачет в разные стороны.
«Спасительный чемодан» оказывается наполнен отрезанными руками, а мама Кармайкла то умирает, то оказывается совершенно живой. Свеча над канистрой с бензином то гаснет, то зажигается вновь – режиссер сделал ее своеобразным таймером, отмеряющим художественное время спектакля. И это буквально еще один триггер то для вспышек ярости, то для нового круга странных историй.
Завершение спектакля удивляет - вместо привычной развязки по задумке режиссера гости, странно встретившись, так же странно и расходятся каждый по своей траектории: покинув страшный гостиничный номер Тоби и Мерлин отправились проворачивать свои дела, Марвин – ждать новых приключений, а Кармайкл – искать потерянную руку…
ПОДУШКА СО СКРИПОМ
Сегодня впервые на IV Фестивале МакДонаха был показан самый удивительный спектакль ирландского драматурга «Человек-подушка» в исполнении Orange Theatre из Нидерландов (реж. Роки Хопсон). Оrange – англоязычный театр, поэтому спектакль играют на чистом английском языке с русскими субтитрами, подготовленными организаторами Фестиваля, онлайн-просмотр прошел на Заводе Шпагина.
Голландцы удивили: роли Тупольского и Ариэля исполняют женщины. Аннотация умалчивает этот нюанс, и появление дамы с чупа-чупсом в образе Ариэля у некоторых вызвало настоящий шок. Впоследствии Михал назовет свою мучительницу «леди», что делает ситуацию еще более забавной. Впрочем, это практически единственное отступление от оригинального текста.
Декорации и костюмы героев неожиданно контрастируют с мрачной подоплекой пьесы, какие-то моменты походи на театр марионеток. Полицейские носят деловую одежду (у Ариэля еще и бронежилет), белая рубашка и очки Катуряна подойдут скорее сотруднику банка, нежели скотобойни, а на Михале яркая футболка. Что это - мир, где все перемешалось, в том числе правда и неправда? Ощущение, что зрителя намеренно водят за нос, нарастает...
Единственное, что напоминает о месте действия – скрип тяжелой двери, который раздается всякий раз, когда кто-то входит или выходит на сцену.
Все эти контрасты, все оксюмороны в спектакле Orange Theatre не просто режиссерский «закидон», дань моде - таким образом голландские участники указывают на те абсурдные противоречия, которыми наполнена жизнь в тоталитарном государстве, да и вообще в современном мире. Можно возразить – к МакДонаху нечего добавить, тем более на заданную им самим тему… Но, возможно в этом и задача как театра в целом, так и Фестиваля МакДонаха в частности...
Театр Топанова проведет пресс-конференцию по итогам Международного фестиваля
НОВЫЙ ФОКУС
В минувшие выходные 3 октября спектакль «Калека с острова Инишмаан» Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова покорил сердца публики IV Международного театрального фестиваля Мартина МакДонаха в Перми.
В этот же день в группе социальных сетей фестиваля появились первые отзывы о спектакле артистов Хакасии...
Российские режиссеры рассказали, чем их привлекают пьесы МакДонаха
Российская Газета
В Перми продолжается IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный творчеству культового драматурга. Зрители посмотрели уже несколько разных постановок пьес "Сиротливый Запад", "Безрукий из "Спокэна", "Калека с острова Инишмаан". Российские - "вживую", зарубежные - в онлайне. Программа насыщенная: начинается ежедневно в десять часов утра, завершается порой в первом часу ночи. Корреспондент "РГ" поговорила с режиссерами о том, чем их привлекли пьесы о простых ирландцах, где все парадоксально и двойственно, есть место и острому "черному" юмору, и резким выражениям...
Видеодневник Фестиваля. День 4.
"Экватор" Фестиваля, и "Запад" из Краснодара в одном дне с двумя спектаклями театра "У Моста" - "Калека" и "Череп" одинаково хороши, а почему - пояснил Дмитрий Кириченко на лекции о фокусах языка МакДонаха: а теперь вместе: festival-een
И СМЕШНО, И СТРАШНО
«Череп из Коннемары» впервые был представлен Пермским театром " У Моста" в 2005 году. За годы спектакль только вырос и, по отзывам постоянных гостей фестиваля, "Череп" каждый раз разный. Настроение рождается с первых минут еще до появления героев - невозможно смотреть на эти безжизненные предметы. Но все обретает смысл с первых слов героев.
И смешно, и хочется закрыть глаза от страха. Определение жанра как мрачная драма полностью себя оправдывает. Детективный сюжет, великолепная сценография, яркие актерские роли, мощная режиссерская работа делают спектакль «Череп из Коннемары» обязательным к просмотру тем, кто любит подробный, психологический театр. Все, начиная от света в спектакле, который члены жюри называют «рембрандтовским», до ужасных деталей – например, могил на сцене и страшных черепов на столе, работает на то, что до конца зритель не понимает, виноват ли Мик Дауд, стал ли он убийцей, и кто же украл скелет его супруги? Все герои так мастерски ругаются друг с другом, так любят и ненавидят! Граница между жизнью и смертью для них ничто, смерть - всего лишь повод для шуток. Лишь в финале приходят к тому, что кладбище и усопшие – не тема для издевательств. Каждый спектакль Сергея Федотова удивителен тем, что он показывает в них нового, необычного МакДонаха.
КАЛЕКА - ЕСЛИ НЕ ПРОЩАЛ
Вечером четвертого дня четвертого фестиваля мы вновь побывали на Инишмаане.
Виктор Шрайман когда-то сказал о федотовском "Калеке": "...режиссерская идея Федотова распространяется на артистов таким образом, что они играют в едином ансамбле – это сегодня большая редкость – и создают на сцене совершенно особый мир. Они проникают в психику своих невероятных чудаковатых персонажей и перевоплощаются в них, причем не только внешне, но внутренне, что сейчас встречается еще реже. Все об этом говорят, а как это делается на практике, давно забыли... Как Федотову это удается, для меня загадка и тайна. Я очень долго в профессии, я вижу и знаю режиссерскую технологию, но в данном случае понять механизм этого чуда невозможно. У Федотова потрясающие спектакли во всем: по целостности, по органичности сочетания всех компонентов: костюмов, сценографии, музыки, ансамбля. Казалось бы, все заложено в пьесе автором, кажется, нужно только произнести текст, и история начнется сама собой. Но это иллюзия, здесь все придумано театром и сделано вместе с автором. Пьеса открыта по смыслу, но открыта не мозгами, а сердцем… это очень христианский спектакль, после которого начинаешь мириться с человечеством и прощать…"
И нечего добавить, ведь правда, калеки те, кто не умеет прощать...
ЕЩЕ «ОДИН ТЕАТР» СЫГРАЛ «СИРОТЛИВЫЙ ЗАПАД»
Коллектив из Краснодара «Сиротливый Запад» МакДонаха поместил в необычное пространство.
Пермяки для "Одного театра" подготовили декорации по проекту краснодарских участников - и 4 октября мы увидели дом без стен, зрители как бы подглядывают за жизнью двух непримиримых братьев. По краям натянуты веревки, простыни на которых служат ширмами, позволяющими братьям обозначить личное пространство, и в то же время это и есть то самое "грязное белье", которое обычно прячут от посторонних глаз. Посередине стены - крест и ружье, как конфликтующие символы невыполнимого стремления к миру. Причем пространство взгляда зрителя намеренно расширено в своей перспективе - стол (он же помост) делает взгляд любого словно сверху, предлагая зрителю то ли роль судии, то ли ангела.
Сохраняя макдонаховский текст, режиссер не скупится на оригинальные решения. Не может оставить равнодушным сцена, где отец Уэлш, читая письмо, обращается попеременно к каждому из братьев. Братья же в это время спят, храпят и хрюкают за ширмами – в следующих сценах мы понимаем, что это очень точная метафора. Многие сцены проходят в полном молчании, при этом прекрасно отточены действия актеров, обозначающие душевные порывы действующих лиц, а оригинальное музыкальное оформление еще точнее доносит до зрителя происходящее в жизни братьев. Мы видим и то, что обычно скрыто от глаз и лишь подразумевается в действии за сценой - сами похороны, утонувшего Тома Хенланна, его плачущую мать, то, как герои пьесы ведут себя вне дома. И это тоже раскрывает и идею, и характеры.
Спектакль завершается на светлой ноте, «Один театр» органично «дописал» открытый финал МакДонаха, зритель покидает зал с верой в случившееся чудо…
Видеодневник Фестиваля. День 3.
МакДонах и кофе на завтрак оказались лучшим рецептом, чтобы узнать все тайны театров-участников из Чебоксар и Хакасии, Вера Шамина рассказала о секретах новой пьесы удивительного Мартина М., а также о том, как героев в "Сиротливом Западе" становится пятеро, в "Калека" по-хакасски не только говорят, но и поют, а "Сиротливый Запад" в театре "У Моста" вновь возвращает нас к свету...
ТАЙНЫЕ ТРОПЫ ЯЗЫКА И ТВОРЧЕСТВА МАРТИНА МАКДОНАХА
Международный фестиваль — площадка не только для показов спектаклей, но и всегда открытая площадка для лекций и мастер-классов лучших театроведов и театральных педагогов.
IV фестиваль порадовали своими лекциями театровед, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) Федерального Университета, научный редактор российского издания книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха» Вера Шамина (Казань) и театральный критик, кандидат филологических наук, помощник главного режиссёра Севастопольского театра им. Луначарского, доцент кафедры иностранных языков Филиала МГУ в г. Севастополе Дмитрий Кириченко (Севастополь).
Вера Шамина обратилась к будущему миров МакДонаха, рассказывая о новой его пьесе «Темная, темная, темная материя», а Дмитрий Кириченко углубился в тайны языка МакДонаха, того, как музыка в его пьесах работает то как инструмент абсурдизации, то как способ подчеркнуть смысл действий героев.
Вера Шамина: «Темная история» - ее премьера состоялась два года назад, и пьеса вызвала просто шквал негативной критики. Что для МакДонаха было не характерно, он к этому времени уже получил «Оскара» за «Биллборды», его слава уже просто гремит по всему миру, и критики даже говорили, что если бы это не МакДонах, то все было бы еще гораздо круче, то есть и в плане критики, и в плане реакции. Я попробую разобрать ее с точки зрения, с одной стороны, тех смыслов, которые здесь заложены, и тех стратегий, которые МакДонах использует для их реализации. Это обильнейший интертекст. Сюжет содержит отсылки сразу к нескольким сказкам Андерсена: это «Дюймовочка», крохотная, маленькая пигмейка, это «Русалочка», которая непосредственно цитируется многократно, «Голый король», конечно, который не только цитируется, но и имеет отношение к проблеме разоблачения авторства, но, пожалуй, самое большее значение имеет сказка «Тень». Андерсен и Диккенс - этих литературных королей достаточно безжалостно, хотя и очень смешно, МакДонах решил раздеть. Нетрудно заметить, что из биографий двух писателей ирландский драматург выбирает именно пикантные факты, которые помогают ему создать такие карикатурные образы. И, конечно, постколониальный дискурс является здесь тем началом, которое цементирует. Мы видим, что автору явно стало тесно на ирландской кухне и даже в английском пабе, он стремится придать своему творчеству более глобальный характер. Остается только надеяться, что большой талант и умница Мартин МакДонах не перейдет ту грань, за которой кончается искусство и начинается конъюнктура.
Дмитрий Кириченко: «МакДонах это насилие, говорят нам, хотя мы знаем, что за этим насилием — свет в конце тоннеля. Вопрос мастера — как он это делает? Это умелое обращение со словом, и тут много тонкостей — вербальное насилие не так грубо подано в оригинале, оно имеет сугубо ирландские оттенки — это не fuck (понятно что), но fack (давно забытое название черта), это удивительно бережное английское суффиксное -een, что делает любое слово своим, понятным — отсюда и Герлин, и обрамленные этим уменьшительным суффиксом другие слова. А как удивительно работает музыка в пьесах — это, конечно, требует знания музыкального материала и не всегда понятно российскому зрителю, но МакДонах действительно заставляет своих последователей разбираться и в киномире своих «пасхалочек», и в мире музыки, тем самым расставляя силки на вдумчивого зрителя по всему спектаклю. И это очень интересно»
ХАКАСИЯ НАШАМАНИЛА ИРЛАНДИЮ (ИЛИ НАОБОРОТ)
«Калека с острова Инишмаан» театра из Хакасии необычен с первых минут - все женские роли, кроме Хелен, исполняют мужчины, а Джонни Патинмайк носится по сцене на каблуках и внутренняя женская сущность сплетницы стала его образом наяву.
И эти перевертыши оправданы: действительно, не превратились ли в мужчин тетушки Билли в бесплодном ожидании любви? Что это было? Реальность, вымысел или съемки? Может сложиться по-разному...
Удивительное сочетание ирландского текста и сюжета, хакасского горлового пения и музыки, водевильной подачи не мешает проникать вглубь идеи автора, все это лишь погружает в основную тему взаимоотношений между людьми, где бы они ни жили.
Внутренний хакасский камертон настроен в унисон с ирландскими мотивами МакДонаха: преданность родной земле, верность традициям и привязанность к своим близким показаны очень трогательно. И никакая мнимая свобода не заменит любовь ко всему родному, она вернет тебя в родные пенаты даже из Голливуда.
И ты вновь и вновь хочешь найти свои корни — те цепкие корни материнской любви, что удержит тебя на ветру судьбы даже на голых камнях. За смехом, сопровождавшим весь спектакль, за музыкой, которая буквально погружала в состояние транса, - шлубокие смыслы и большие слезы. Слезы по любви, привязанности, по своей судьбе. Каждый на острове по-своему необычен, каждый по-своему счастлив и несчастлив.
И смена локации в финале спектакля, следующая за этим смена настроения словно окунают нас в волны вокруг острова, волны грустной хакасской мелодии, завершающей этот почти шаманский обряд возвращения к любви, к истокам, к началу начал.
ВЫСТРЕЛЫ В БРЫЗГАХ СЛЕЗ
Сегодня на малой сцене «У Моста» театр из Чебоксар «Станиславский.com» с «Сиротливым Западом» Мартина МакДонаха (постановка Антона Савельева).
Зритель максимально вовлечен в происходящее на сцене: в его сторону летят (но не долетают) брызги воды, осколки статуэток, кажется, что вот и сами действующие лица привлекут тебя в качестве третьей стороны в своих бесконечных спорах…
Мы знаем, что есть разные прочтения «Сиротливого Запада». Каким же было представление «Станиславский.com»? Там не было ирландцев, русских или кого-то еще, возможно, даже не было католического священника. Каждый персонаж был не похож на другого, каждый был своеобразным, калейдоскоп образов, костюмов, мимики, характеров, словно режиссер решил объединить в одной истории не только разные судьбы, но и разные вселенные. Священник с пластикой и интонациями "крестного отца", братья со столь разным восприятием мира, что сложно понять, как они дожили вместе до этих лет, Герлин, косплеющая девушек из модных журналов и лишь потом вернувшаяся к себе. И если и шла утром речь о "пятом герое", то не судьба ли эта, что бросила костяшки таким причудливым образом, соединив эти жизни вместе во времени и пространстве? Нет логики? Вопросы к мирозданию!
Финал в постановке «Станиславский.com» отличается от классического, тем не менее, вполне соответствует самим словам МакДонаха из «Человека-подушки»: «Эта история должна завершиться в весьма модных сегодня мрачных тонах», но как всегда есть то, что «так или иначе… приводит вещи в согласие с их духом, а нас – к ощущению справедливости»....
Видеодневник Фестиваля. День 2.
Строгое жюри оказалось добродушным, плюшками на пресс-завтраке баловались участники из Санкт-Петербурга и Ижевска (не от того ли их спектакли оказались вкусными), а двое "Безруких" прекрасно сочетаются с "Калекой", если смотреть вдаль через суровый океан пристально...
Союз рыжих. В Перми открылся IV фестиваль Мартина МакДонаха
Аргументы И Факты
Этот фестиваль с самого своего появления стал одним из самых главных театральных событий. Стоит ли удивляться – сочетание пьес драматурга Мартина Макдонаха, которого величают то чудом современной сцены, то Тарантино от театра и необычной, «мистической» энергии пермского театра «У Моста» даёт по-настоящему «термоядерный» результат...
В Перми стартовал театральный фестиваль Мартина МакДонаха
Российская Газета
В Перми открылся IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный творчеству одного из самых культовых кинорежиссеров и драматургов современности. Он проходит раз в два года. Идея проведения фестиваля принадлежит художественному руководителю Пермского театра "У Моста" Сергею Федотову. Именно его театр стал первооткрывателем творчества ирландского драматурга в России и единственным в мире театром, на сцене которого поставлены восемь его пьес...
Актеры из Ижевска сыграют спектакль на Международном фестивале МакДонаха в Перми
Удмуртская правда
Русский драматический театр представит на IV Международном фестивале Мартина МакДонаха спектакль «Калека с острова Инишмаан». Пермский фестиваль по-своему уникален: это единственный фестиваль в мире, полностью посвящённый драматургии одного автора, ирландца Мартина МакДонаха (киноманы знают его как постановщика фильмов «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и оскароносного «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Для театра МакДонах написал девять пьес, большинство из них стали настоящими сценическими хитами, в том числе – в России. Пермский режиссёр, главреж театр «У Моста» Сергей Фодотов в 2004 году стал первооткрывателем МакДонаха в России, первым поставив пьесу «Сиротливый Запад», а в 2014-м он основал фестиваль, на котором театры из разных регионов России и из-за рубежа в течение недели играют только и исключительно спектакли по МакДонаху.
Видеодневник Фестиваля. День 1.
Радость встречи ценителей драматургии МакДонаха, пресс-конференция с юмором и надеждами, первые показы и первые впечатления - смотрим и радуемся!
"Сиротливый запад" московского драмтеатра Джигарханяна открыл фестиваль Макдонаха в Перми
Хакасский театр имени А.М. Топанова отправился на фестиваль М. МакДонаха в Пермь
19RUS
Накануне артисты Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова со спектаклем «Калека с острова Инишмаан» отправились на IV Международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха. Главное событие театральной осени пройдет в Перми с 1 по 7 октября. Творческие коллективы со всего континента от Испании, Ирландии до Эстонии и Украины, театров городов России примут участие в грандиозном событии, посвященной творчеству одного их культовых кинорежиссеров и драматургов современности Мартина МакДонаха. В программе фестиваля будут показаны 24 спектакля...
ТАСС
ПЕРМЬ, 1 октября. /ТАСС/. Спектакль "Сиротливый Запад" Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна открыл IV международный фестиваль ирландского драматурга Мартина Макдонаха в Перми, передает корреспондент ТАСС из пермского театра "У моста", где состоялся показ...
Обожествление земли
DЕЛОВОЙ INТЕРЕС
Премьерой спектакля «Поле» пермский театр «У Моста» открывает IV фестиваль Мартина МакДонаха.
Согласно театральной примете, если в театре «У Моста» готовится премьера ирландской пьесы, значит, скоро фестиваль Мартина нашего МакДонаха. По традиции каждый фестиваль в театре открывался новой постановкой этого культового ирландского драматурга. Например, к прошлому третьему фестивалю Сергей
Федотов получил разрешение на постановку «Палачей». В итоге все восемь существующих на тот момент пьес автора «мостовцы» представили публике, закрепив статус главных специалистов по МакДонаху в стране и, пожалуй, в мире. Но на последнюю пьесу A Very Very Very Dark Matter, поставленную в лондонском Bridge Theatre, получить разрешения автора не удалось. А без ирландской премьеры открывать фестиваль не принято...
В Перми не нашлось негритянки-лилипутки. Поэтому фестиваль МакДонаха открылся пьесой Джона Б. Кина
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
В Пермь свои спектакли по пьесам МакДонаха привезли театры из Москвы, Ялты, Воронежа и других российских городов.Иностранные актеры в связи с коронавирусом будут показывать постановки в режиме онлайн.
- Мы находимся в очень непростой ситуации, - отметил министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский. - И было много вопросов - может ли фестиваль вообще состояться. Но вера Сергея Павловича в свою удачу, в то, что фестиваль, который он когда-то придумал, должен состояться независимо ни от чего, победила...
На IV Международном фестивале МакДонаха, как всегда, всё необычно, даже пресс-конференция…
АртМосковия
Свой IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха пермский театр «У Моста» провожит в необычном формате – «комбо» оффлайн и онлайн показов иностранных и российских участников. И даже пресс-конференция прошла непривычно — из фойе она переместилась в больщой зал, где вместе с прессой и гостями Фестиваля спикерам внимали «картонные» актеры — так театр соблюдает предусмотренные меры безопасности...
Летим в Ирландию, к Мартину МакДонаху, в Пермь!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
Пока пандемия продолжает держать границы на замке, знаменитый театр «У Моста» вновь открывает границы между странами и континентами, приглашая ценителей тонкой и удивительной драматургии «гениального ирландца» на IV Международный фестиваль Мартина МакДонаха в Пермь...