Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

Мастер

 

 

«Я ощущаю театр как загадку и тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое, актер и зритель существуют в каком-то новом космическом пространстве. В потустороннем мире есть белое и черное, есть Бог и дьявол. Каждый выбирает свое. Я выбрал Бога. А ещё у каждого есть ангел- хранитель. Во всяком случае, у меня он точно есть. Он охраняет не только меня, он охраняет и близких мне людей. Помогает в таких ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет. Поэтому я абсолютно спокоен. Все идет как надо. Просто я работаю волшебником».

Сергей Федотов

 

 

 

 

 

 

Федотов Сергей Павлович – Художественный руководитель «Пермского театра «У Моста», Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Дважды Лауреат краевой премии в сфере культуры, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Строгановской премии. В 2004 году за постановку «Собачье сердце» (М. Булгаков) был признан лучшим режиссером Чехии и стал первым иностранцем в истории Чешской Национальной премии, удостоенным этой высшей награды. В марте 2006 года министр культуры Чехии вручил С. Федотову приз газеты «Пражские новости» за  особый вклад в чешскую культуру. 11 января 2011  года в день своего 50-летия Федотов был удостоен чешской  медали им. Езефа Юнгмана. 18 мая 2012 года Сергею Федотову присуждена премия Правительства РФ им. Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

Родился (11.01.1961) в городе Пермь. Высшее профессиональное образование получил в Пермском институте искусства и культуры на режиссерском отделении. Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым Нытвенская молодежная театральная студия была «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро яркие, оригинальные по режиссёрской и актёрской манере постановки Федотова стали известны не только в Перми. Зрители из разных городов России специально приезжали на эти спектакли. С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. 

В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра. Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова, по сути являются, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным. Исключительность художественного метода театра «У Моста» строится, прежде всего, на сочетании школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Антонена Арто, то есть системах, направленных на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.

Мистик, фантаст Федотов предложил зрителям новые игровые отношения, особую манеру актерского существования, оригинальную, парадоксальную,  гротесковую, создающую возможность для погружения актеров в потустороннее  пространство. Мистика в его интерпретации это не тема, не направление, это особое мировоззрение. Спектакли Сергея Федотова могут быть и комическими, и  трагическими, но элемент таинственности, магии, когда в  действие вмешиваются сверхчеловеческие силы, в них обязательно присутствует. В этом выражается особый взгляд режиссера на театр, на  законы человеческого существования, взаимоотношения внутреннего «Я» и  внешнего мира, судьбы, предопределенности, власти над человеком неких  сверхсил.

Виктор Шрайман, член жюри Национальной премии «Золотая Маска»,  вице-президент Международного фестиваля «Кук-Арт», на открытом обсуждении спектакля «Калека с Инишмана» сказал: «Удивительно, как режиссерская идея  Федотова распространяется на артистов таким образом, что они играют в едином ансамбле – это сегодня большая редкость – и создают на сцене совершенно особый мир. Они проникают в психику своих невероятных чудаковатых  персонажей и перевоплощаются в них, причем не только внешне, но внутренне, что сейчас встречается еще реже. Все об этом говорят, а как это делается на практике, давно забыли... Как Федотову это удается, для  меня загадка и тайна. Я очень долго в профессии, я вижу и знаю режиссерскую технологию, но в данном случае понять механизм этого чуда невозможно. У Федотова потрясающие спектакли во всем: по целостности, по органичности сочетания всех компонентов: костюмов, сценографии, музыки, ансамбля. Казалось бы, все заложено в пьесе автором, кажется, нужно только произнести текст, и история начнется сама собой. Но это иллюзия, здесь все придумано театром и сделано вместе с автором. Пьеса открыта по смыслу, но открыта не мозгами, а сердцем… это очень христианский спектакль, после которого начинаешь мириться с человечеством и прощать…»

Марина Тимашева, театральный критик, театровед, журналист, назвала Сергея Федотова одним из тех, немногих режиссеров, которые не приемлют  простого выдумывания приема и навязывания его пьесе: «спектакли Сергея Федотова  так же объемны, как и пьесы, которые он ставит. Федотов – очень внимательный читатель,  который умеет подробно разобрать текст, и предъявить зрителю во всей красе, но не себя, любимого, а своих актеров и бесподобный ансамбль. Контур каждой  роли – гротескный, преувеличенный, эксцентричный, но заполнен он  психологически достоверным характером. А самое главное, что этот невероятный ансамбль открывает нам огромное внутреннее содержание происходящего. Удивляет, поражает, очаровывает. Так показать МакДонаха может только Федотов».

Анатолий Смелянский, председатель жюри «Золотой Маски», ректор Школы-студии МХТ им. А.П. Чехова, профессор, вручая Сергею Федотову Специальную Премию Жюри, сказал, что держит в руках совершенно особый приз: «Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому Театру «У Моста». Театру, который основал и 22 года ведет Сергей Федотов. В России огромное количество периферийных театров, и очень многие из них живут трудно, они растеряны, не знают, куда им деваться, куда идти, нет режиссуры, нет помощи, нет идеологического задания, как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют, но ведь не для того, чтобы играть «Женатого таксиста»… И когда видишь театр из города Перми, Театр «У Моста», Театр с потрясающим репертуаром, Театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит подряд самые сложные пьесы мирового репертуара и который представляет не только репертуар, но и прекрасных актеров. Этот Театр – Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно».

Его постановки получали Гран-при международных фестивалей: «Золотой лев» (Украина), «Молодой театр» (Латвия), «Белая дама» (Эстония), «Театральные поиски» (Германия), «Столкновения театров» (Польша), «Экспериментальный театр» (Австрия), «Театры Европейского региона» (Чехия) и других. Спектакль «Сиротливый запад» (М. МакДонах) стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска» и был показан в Москве как один из лучших спектаклей России 2008 года.

В 2010 году Театр «У Моста» со спектаклем с «Калека с  Инишмана» принял участие в фестивале главном фестивале России и стал Лауреатом Национальной Театральной премии «Золотая Маска», получив специальный приз жюри. Спектакли Федотова, поставленные в театре «У Моста», были показаны на 189 международных театральных фестивалях. Федотовым поставлено более 200 спектаклей в России и за рубежом. 15 постановок в Чехии (Прага, Градец Кралове, Карловы Вары, Брно, Острава и т.д.), 8 спектаклей в Польше (Еления Гура, Быдгошь, Гожув Великопольский и т.д.), в Санкт–Петербурге, Киеве, Нальчике, Новосибирске, Челябинске, Самаре и других.

 

ИНТЕРВЬЮ И ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ:

Сергей Федотов: «Хороший спектакль – это магический круг»

МАРТИН МАКДОНАХ ИЗ ПЕРМИ

Мы никогда не халтурим: Сергей Федотов откровенно рассказал пермякам о себе и о театре «У Моста»

Премьера – сказка для взрослых «Крошка Цахес». Утренний гость. Рифей Пермь

Плюс 1000 евро. Почему Челябинск считают самым театральным городом России. Интервью Сергея Федотова

Палачи «У Моста»

Сергей Федотов об итогах 2018 г. Новости культуры. Россия К.

Сергей Федотов об итогах 2018 года в театре «У Моста». «Утренний гость», Рифей-Пермь

Сергей Федотов на радио «Комсомольская правда - Санкт Петербург»

Сергей Федотов на Радио «Мария» (Санкт-Петербург) о закрытии 30-го Юбилейного сезона и Третьем фестивале МакДонаха

После гастролей в Грузии: 5 мистических аспектов пермского театра «У Моста»