Мастер
«Я ощущаю ТЕАТР как Загадку и Тайну, как некое электрическое поле,
погружаясь в которое, актёр и зритель существуют в Новом Магическом Пространстве.
В потустороннем мире есть белое и чёрное, есть Бог и дьявол. Каждый выбирает своё.
Я выбрал Бога. А ещё у каждого есть ангел-хранитель. Во всяком случае, у меня он
точно есть. Он охраняет не только меня, он охраняет и близких мне людей.
Помогает в таких ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет.
Поэтому я абсолютно спокоен. Всё идёт как надо.
Просто я работаю волшебником».
«Я ещё в детстве стал замечать, что со мной происходят какие-то
непонятные вещи – разные видения и призраки появлялись во сне, на улице люди
странные подходили, явно сумасшедшие. Вот ни к кому не подходили, а ко мне сразу.
На небе постоянно видел таинственные знаки. Я сначала думал, что так со всеми.
А когда поделился с ребятами, они стали воспринимать меня как ненормального.
К тому же я имею очень мощную энергетику. Лампочки на глазах взрываются,
стаканы в руке разлетаются вдребезги, перегорают компьютеры
при моём приближении. А ещё я очень любил читать всякие страшилки и ужасы.
Страшные повести Н.Гоголя прочитал в 7 лет. Да к тому же ночью на чердаке
у бабушки в деревне. Намного раньше школьной программы прочитал, всего Гоголя, Достоевского и Булгакова. Зачитывался мистическими произведениями
русских классиков. Поэтому когда после института настало время придумать,
какой я хочу сделать театр, я знал что он будет мистическим.
В 1988 году в Перми я основал театр «У Моста». Это первый и единственный
мистический театр в мире. Свою театральную методологию
я основал на основе театральных систем Михаила Чехова и Ежи Гротовского.
Человек может аккумулировать в себе энергию,
и актёр должен научиться её излучать»
Сергей Федотов
Федотов Сергей Павлович – Художественный руководитель «Пермского театра «У Моста», Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Строгановской премии. Поставил более 270 спектаклей, 50 из них за рубежом. В 2004 году за постановку «Собачье сердце» М. Булгакова был признан лучшим режиссёром Чехии и стал первым иностранцем в истории Чешской Национальной премии, удостоенным этой высшей награды. В 2011 году был удостоен чешской медали им. Йозефа Юнгмана за большой вклад в развитие чешской культуры.
Родился (11.01.1961) в городе Пермь. Астрологи утверждают, что если в числе рождения есть три «единицы», это уже человек, выходящий из ряда вон. А у Федотова их пять. Высшее профессиональное образование получил в Пермском институте искусств на режиссёрском отделении. Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым в небольшом городке Нытва молодёжная театральная студия была «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». В 1984 году пошёл в Армию и там основал первый в мире солдатских театр. Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка.
В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра. Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова, по сути являются, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным. Исключительность художественного метода театра Федотова строится, прежде всего, на системах, направленных на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.
Мистик, фантаст Федотов предложил зрителям новые игровые отношения, особую манеру актёрского существования, оригинальную, парадоксальную, гротесковую, создающую возможность для погружения актёров в потустороннее пространство. Мистика в его интерпретации – это не просто тема или направление, это особое мировоззрение. Спектакли Сергея Федотова могут быть и комическими, и трагическими, но элемент таинственности, магии, когда в действие вмешиваются сверхъестественные силы, в них обязательно присутствует. В этом выражается особый взгляд режиссёра на театр, на законы человеческого существования, взаимоотношения внутреннего «Я» и внешнего мира, судьбы, предопределенности, власти над человеком неких сверхсил.
Виктор Шрайман, член жюри Национальной премии «Золотая Маска», вице-президент Международного фестиваля «Кук-Арт», на открытом обсуждении спектакля «Калека с Инишмана» сказал: “Удивительно, как режиссёрская идея Федотова распространяется на артистов таким образом, что они играют в едином ансамбле – это сегодня большая редкость – и создают на сцене совершенно особый мир. Они проникают в психику своих невероятных чудаковатых персонажей и перевоплощаются в них, причём не только внешне, но внутренне, что сейчас встречается ещё реже. Все об этом говорят, а как это делается на практике, давно забыли... Как Федотову это удается, для меня загадка и тайна. Я очень долго в профессии, я вижу и знаю режиссёрскую технологию, но в данном случае понять механизм этого чуда невозможно. У Федотова потрясающие спектакли во всём: по целостности, по органичности сочетания всех компонентов: костюмов, сценографии, музыки, ансамбля. Казалось бы, всё заложено в пьесе автором, кажется, нужно только произнести текст, и история начнется сама собой. Но это иллюзия, здесь всё придумано театром и сделано вместе с автором. Пьеса открыта по смыслу, но открыта не мозгами, а сердцем… это очень христианский спектакль, после которого начинаешь мириться с человечеством и прощать…”
Марина Тимашева, театральный критик, назвала Сергея Федотова одним из тех немногих режиссёров, которые не приемлют простого выдумывания приёма и навязывания его пьесе: “Спектакли Федотова так же объёмны, как и пьесы, которые он ставит. Он очень внимательный читатель, который умеет подробно разобрать текст и предъявить зрителю во всей красе не себя, любимого, а своих актёров и бесподобный ансамбль. Контур каждой роли – гротескный, преувеличенный, эксцентричный, но заполнен психологически достоверным характером. А самое главное, что этот невероятный ансамбль открывает нам огромное внутреннее содержание происходящего, удивляет, поражает, очаровывает”.
Анатолий Смелянский, председатель жюри фестиваля «ЗОЛОТАЯ МАСКА», ректор Школы-студии МХТ им. А.П. Чехова, профессор, вручая в 2010 году Сергею Федотову «ЗОЛОТУЮ МАСКУ», сказал: “Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому театру «У Моста». Театру, который основал и 22 года ведёт Сергей Федотов. В России огромное количество театров, и очень многие из них живут трудно, они растеряны, не знают куда идти, нет режиссуры, нет помощи, нет идеологического задания, как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют, но ведь не для того, чтобы играть «Женатого таксиста»… И когда видишь театр из города Пермь, театр «У Моста», театр с потрясающим репертуаром, театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой и который представляет не только замечательный репертуар, но и прекрасных актёров. Этот Театр – Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно”.
Его постановки получали ГРАН-ПРИ международных фестивалей: «Золотой лев» (Украина), «Молодой театр» (Латвия), «Белая дама» (Эстония), «Театральные поиски» (Германия), «Столкновения театров» (Польша), «Экспериментальный театр» (Австрия), «Театры Европейского региона» (Чехия) и других. Спектакль «Сиротливый Запад» М. МакДонаха стал номинантом Национальной театральной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА» и был показан в Москве показан в Москве в числе лучших спектаклей России 2008 года. В 2010 году театр «У Моста» стал лауреатом «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» со спектаклем «Калека с Инишмана», получив специальный приз жюри. Спектакли Федотова, поставленные в театре «У Моста», были показаны на 228 российских и международных театральных фестивалях.
Федотовым поставлено более 270 спектаклей, 50 из них за рубежом. 15 постановок в Чехии (Прага, Градец-Кралове, Карловы Вары, Брно, Острава и др.), 8 спектаклей в Польше (Еленя-Гура, Быдгощ, Гожув-Великопольский и др.), в Эстонии (Таллин), Украине (Киев), Казахстан е (Астана), в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике, Новосибирске, Челябинске, Самаре и многих других городах.
Также в рамках театральных фестивалей и форумов в России, Польше, Чехии, Китае, Украине, Казахстане и Беларуси Федотов постоянно проводит мастер-классы, которые представляют собой индивидуальное и оригинальное преломление методологии Михаила Чехова.
ИНТЕРВЬЮ И ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ:
Сергей Федотов об итогах 36-го сезона и наборе на актёрский курс в ПГИК. Сюжет «РБК Пермь»
Сергей Федотов о форуме «М.@rt.контакт», мистике в спектакле «Женитьба» и белорусском зрителе
Сергей Федотов об итогах 2023 года на «РБК Пермь»
Сергей Федотов: «Классика всегда будет современной»
От «фестиваля в домашних тапочках» до легенд и открытий
Рекордные показатели. Сергей Федотов рассказал «РБК. Пермь» об итогах Юбилейного 35-го сезона
Планы театра «У Моста» на 2023 год. Сергей Федотов в программе «Утренний гость» на «Рифей. Пермь»
«Это стало реальностью». Интервью Сергея Федотова на «РБК. Пермь»
Сергей Федотов об итогах 2022 года театра «У Моста». Программа «Утренний гость», «Рифей. Пермь»
Сергей Федотов. Я «пермяк солёные уши!». Телеканал «Беларусь 1», Минск
Пермский режиссёр Сергей Федотов готовит в Минске премьеру по пьесе Николая Гоголя «Игроки»
Пермский театр заключил международное соглашение о сотрудничестве
Сергей Федотов о Пятом Фестивале МакДонаха. «Утренний гость», Рифей. Пермь
Сергей Федотов на радио «Эхо Перми» рассказал о закрытии 34-го театрального сезона
Сергей Федотов в программе «Культурный код» об итогах 34-го театрального сезона. «РБК. Пермь»
Итоги 34-го сезона. Сергей Федотов в программе «Утренний гость». Рифей-Пермь
«Утренний экспресс» с Сергеем Федотовым. 4 канал - Екатеринбург
«У Моста» – мистический театр. Сюжет «Россия 24. Пенза»
Театр «У Моста»: итоги и перспективы. «Утренний гость. Телеканал «Рифей. Пермь»
Интервью с Сергеем Федотовым. «Тот ещё театр» (Таллин, Эстония)
Сергей Федотов о современном региональном театре для журнала «Сноб.»
Режиссёр Сергей Федотов в Эстонии: роман «Мастер и Маргарита» стал моей судьбой
Сергей Федотов: создавая свой театр, я создаю свой мир
Интервью Сергея Федотова газете «CHEL_ФЕСТ». Выпуск №7 от 03.03.21
Сергей Федотов: «Группа крови первая мистическая»
Интервью с режиссером театра «У Моста» Сергеем Федотовым. Портал 59.ru
Театр «У Моста» онлайн. Утренний гость. Рифей-Пермь
Сергей Федотов: После карантина мы выпустим три премьеры
Станет ли театр другим? Сергей Федотов на радио «Теос-Медиа» (Санкт Петербург)
Интервью Сергея Федотова. Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА», Челябинск
Интервью Сергея Федотова на радио «Русская волна» (Кипр)
Сергей Федотов: «Хороший спектакль – это магический круг»
Мы никогда не халтурим: Сергей Федотов откровенно рассказал пермякам о себе и о театре «У Моста»
Премьера – сказка для взрослых «Крошка Цахес». Утренний гость. Рифей Пермь
Плюс 1000 евро. Почему Челябинск считают самым театральным городом России. Интервью Сергея Федотова
Сергей Федотов об итогах 2018 г. Новости культуры. Россия К.
Сергей Федотов об итогах 2018 года в театре «У Моста». «Утренний гость», Рифей-Пермь
Сергей Федотов на радио «Комсомольская правда - Санкт Петербург»
После гастролей в Грузии: 5 мистических аспектов пермского театра «У Моста»