Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

О театре

Театр "У Моста"

Авторский Театр «У Моста», созданный в 1988 году Сергеем Федотовым, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Первоначально свое имя театр получил благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.

Исключительность художественного метода театра «У Моста» в том, что он  направлен на развитие традиций великого русского психологического театра, обогащенного открытиями школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского, то есть системами, направленными на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.

Неслучайно, Театр для выражения собственной эстетики придумал слоган: «У Моста» – Мистический Театр, в котором все реально, и Театр Реальный, где все Мистика.

Мистика в данном случае становится метафорой художественного метода, целью которого является поиск способов воплощения на сцене глубинного, незримого, относящегося к сфере человеческого подсознания. 

Мистический мир в театре «У Моста» во многом создается и благодаря особым литературным пристрастиям. Основной круг авторов, так или иначе, связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, У. Шекспир, Б. Стокер). А самое главное, в этом театре не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или даже циклы. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её парадоксами и загадками. 

Театр «У Моста» является первооткрывателем в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль «Сиротливый Запад» был показан в Москве на фестивале «Золотая Маска-2008» среди лучших спектаклей России. А в 2010 году театр стал Лауреатом «Золотой Маски» за спектакль «Калека с Инишмана».  Анатолий Смелянский, председатель Жюри, ректор Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова, профессор, вручая на церемонии Сергею Федотову награду, сказал, что вручает в действительности совершенно особую премию: «Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому театру «У Моста», театру, который основал и 22 года ведет Сергей Федотов. Это театр с потрясающим репертуаром, Театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит самые сложные пьесы мирового репертуара и  представляет не только прекрасный репертуар, но и прекрасных актеров. Этот Театр – Художественное Явление, это некий Маяк, это Поддержка русского психологического театра».

Пермский театр «У Моста» инициировал и провёл три Международных фестиваля Мартина МакДонаха (2014, 2016 и 2018 гг.), в которых приняли участие театры из Северной Ирландии, Шотландии, Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Германии, Австрии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии, Венгрии, Румынии, Молдовы, Казахстана, Азербайджана и России. В рамках издательской серии «Театр "У Моста" представляет» была переведена на русский язык книга английского театрального критика Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха», изданы книги «Мартин МакДонах. Мрачные комедии» (первое и единственное полное собрание пьес Мартина МакДонаха в русских переводах) и «Театр "У Моста". Время мистики» (издание, посвященное 30-летнему творческому развитию театра).

Широко известный в Европе, единственный в мире мистический театр «У Моста» – трижды Номинант и Лауреат Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладатель 45 ГРАН-ПРИ зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 189 международных фестивалей. По рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России. По версии портала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвертое место в рейтинге лучших Российских театров. Театр гастролировал в Индии, Египте, Австрии, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Сербии, Косово, Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Белоруссии, Венгрии, Словакии, Словении, Румынии, Грузии, Турции, Ирландии, Израиле, Казахстане и во многих городах России.

 

МИССИЯ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА «У МОСТА»

Пермский Театр «У Моста» – авторский театр, сохраняющий и продолжающий лучшие традиции русского психологического театра, а также совмещающий в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории.

Репертуар строится на сочетании лучших образцов русской и европейской классики, новейшей российской и зарубежной драматургии, а также театральных постановок и проектов, созданных на стыке разных жанров.

-     В классическую часть репертуара входят: Гоголевский цикл («Игроки», «Женитьба», «Ревизор», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»«Башмачкин»),  Булгаковская триада («Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Собачье сердце»), Шекспировский цикл («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Макбет»), Чеховский цикл («33 обморока», «Чайка», «Три сестры»), спектакли по пьесам А. Островского «Свадьба Бальзаминова», Г. Квитко-Основьяненко «Шельменко-денщик», К. Гольдони «Трактирщица», Н. Эрдмана «Самоубийца» и «Мандат», М. Горького «На дне» и «Васса» (Первый вариант), Ф. Достоевского «Идиот», М. Салтыков-Щедрин «Головлевы».

-     Современная драматургия представлена постановками МакДонаховского цикла («Сиротливый запад», «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары»«Калека с Инишмана», «Безрукий из Спокэна», «Лейтенант с Инишмора»«Человек-подушка»«Палачи»), Д. Нигро «Мефистофель», Р. Фамиляри «Запах», О. Богаева «Сансара», Н. Коляды «Курица».

-     Музыкальные постановки рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» А. Рыбникова заняли совершенно особое место в репертуаре театра. Они позволили Театру освоить вокал и хореографию как еще одну составляющую для поисков новых форм театра. Постановки «Дракулы» Б. Стокера и «Франкенштейна» М. Шелли вышли за рамки простых репертуарных спектаклей, открыв для Театра опыт интерактивного, гиператмосферного действа, в котором зритель буквально становится полноправным участником истории, путешествующим по подземельям графа Дракулы и доктора Франкенштейна.

Театр «У Моста» планирует расширять свой репертуар, последовательно развивая каждое из направлений. Такой принцип строения репертуарной политики способствует, во-первых, развитию творческого метода Театра энергии, атмосферы и  острого психологизма, во-вторых,  лабораторному постижению художественного мира того или иного автора, в-третьих,  поиску и изобретению нового театрального языка, новых принципов и техники актерского существования на сцене. 

Особо нужно подчеркнуть значимость мистической темы в выборе авторов и произведений для постановок. Мистика, с одной стороны, становится выразителем особого мировоззрения театра «У Моста», культурно-философского осознания  роли человеческого «я» в миропорядке, осмысления категорий судьбы, предопределенности, власти над человеком неких сверхсил. С другой стороны, мистика – это метафора художественного метода, авторского преломления системы психологического театра. Это развитие умений актеров языком театра воплощать на сцене глубинное, относящееся к сфере человеческого подсознания.

Театр «У Моста» активно развивает два главных направления в своей практике, это показ спектаклей  репертуара на основной площадке, и насыщенную фестивальную деятельность. Возможным это становится именно потому, что «У Моста» изначально ставил перед собой задачу опровержения расхожего мифа о том, что Театр-лаборатория не может стать Театром для широкого зрителя. В театре «У Моста» репертуарные спектакли создаются и существуют в логике театральной исследовательской лаборатории и в то же время оказываются интересными не только простым зрителям, но и профессиональной театральной  публике, практикам и теоретикам театра.             

Театр выезжает в фестивальные поездки обычно по 10-12 раз в сезон, при этом на «домашней» сцене играется по 50-70 спектаклей в месяц и выпускается 6-7 премьер в год. Театр обеспечивает доступность своих спектаклей для зрителей: действует система скидок на билеты для студентов и необеспеченных слоев населения. Практически ежедневно играются дневные спектакли для молодежи.

Фестивальная деятельность – неотъемлемая часть жизни театра, необходимое условие его эстетического развития, адекватной оценки собственного художественного метода и роли в современном театральном процессе. Режиссер театра Сергей Федотов постоянно ведет на фестивалях семинары и тренинги актерского мастерства по системе М. Чехова.

Для актеров театра постоянно организуются циклы просветительских мероприятий в работе над новыми спектаклями: тренинги, лекции, кинопросмотры, встречи со специалистами в разных областях знания.