Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

«Мне повезло и я, наконец, увидела их "Женитьбу"» (Тамара Жукова, Москва)

Спросите меня, что я люблю больше всего, что меня притягивает, что вдохновляет, – конечно, я отвечу, не думая: это театр. И вот уже как лет пять это Пермский театр «У Моста». Сегодня я могу уже вспоминать, как это было, как случилось. Это целая история. Хочу написать об этом. И сейчас, перебирая свои заметки, я с волнением и радостью снова погружаюсь то в один спектакль, то в другой. И вот же счастье, что мне повезло и я, наконец, увидела их «Женитьбу».

Ну кто не знает Подколёсина, Яичницу, белотелую Агафью Тихоновну и всех, всех, всех, кого Николай Гоголь определил играть в «Женитьбе»! Кто не видел фильм с нашими великими артистами! Конечно, знаем, конечно, видели. Но вот сидела я в тёмном зрительном зале и таяла от невероятного удовольствия, смотрела «Женитьбу» театра «У Моста» как в первый раз. Знаете, не нахожу слов, чтобы описать тот мёд, ту сладость, которая разливалась во мне, когда я с любовью и нежностью смотрела на сцену. Откуда вдруг столько тепла, даже умиления, там же все как один знакомцы, вот же он, Подколёсин, и вот она, Агафья Тихоновна, вот они, все чудные, мелкие людишки. Знаем, видели, господи, да за что Николай Гоголь столько им уделил, кто они такие, за что их уважать. Оказывается, есть за что. Это открывает нам Сергей Федотов. Здесь, у него, у Федотова, они, персонажи Гоголя, стоят внимания, уважения, тепла и любви. Их надо любить просто за то, что они были, что они жили, за то, что они наша история, наше далёкое прошлое, за то, что они – это мы. Этот спектакль был наполнен любовью к этим персонажам, никто не высмеян, у каждого своя судьба и своя правда. Это состоялся поклон нашей истории, поклон Гоголю, поклон простому, обычному человеку, без которого мир встанет. Актёрский ансамбль, который играл в тот вечер, был совершенно ювелирен в своей игре, мы просто смотрели в их жизнь через огромное окно сцены. Актёры были неузнаваемы! Умом понимаешь, что да, вот Владимир Ильин, но это миг, дальше он только Яичница, трогательный, одинокий человек, оставшийся один на один с самим собой, застрявший в своей тяжёлой работе за благополучие. Смотришь на невесту нашу белотелую и знаешь, что это Ирина Молянова, но это секунда – и вот она только невеста наша пышная, несравненная Агафья Тихоновна. Я не узнала Марину Шилову... Видела её в «Головлёвых», она была матерью этого несчастного семейства, роль её полна трагизма и боли, а здесь она шустрая бабёнка, местная сваха, сделанная из одной хитрости, которая юлит, обманывает, пытаясь помочь и бедной невесте нашей, и самой успеть подзаработать копеечку. А Мария Новиченко, сделала такую тётку, такую поджаристую, аж деревянную какую-то, что, кажется, она так и живёт на этой сцене, никуда не уходит, доля у неё такая, роль одна, только в «Женитьбе», и всё! А Василий Скиданов! Настоящий чёртик, виртуоз, только что колесом по сцене не прошёлся и хвост дома оставил! А Подколёсин! Душка и хитрец, чуть не женился, а ведь хотел как, хотел по-сумасшедшему! А Мельников! Хорош, очень хорош, так и веришь в его эту дурость несусветную с французским языком... Остановите меня! Буду писать до утра!

Так я писала в тот день, сразу после спектакля, и храню свои заметки, как драгоценную память о гастролях театра в Москве, о моих счастливых встречах с ним. Наверно, из этих заметок сложится мой дневник любви и дружбы с этим театром, он будет пёстрый и радостный и будет вдохновлять меня снова и снова.

 

Тамара Жукова, Москва