Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

Знакомство с Мастером и уникальным театром «У Моста» (Наталья Тёскина, г. Кузнецк)

Встречи бывают разные: неожиданные и долгожданные, интересные и незаметные. А бывают такие, которые навсегда остаются в твоем сердце. О такой встрече с удивительным человеком, Мастером хочу рассказать. Это Сергей Павлович  Федотов, которого знает весь театральный мир. Режиссёр, основавший уникальный театр «У Моста», единственный в своем роде, магический и мистический, но вместе с тем сохраняющий лучшие традиции русской психологической школы. Смелый, решительный, идущий своим путем, постоянно находящийся в движении и поиске.

В мою жизнь этот волшебник ворвался в далеком 1994 году, когда в Кузнецке проходил театральный фестиваль «Бумборамбия», организатором которого был режиссёр и основатель театра-студии «БУМ» Александр Калашников. Александр Николаевич обладал удивительным даром притягивать к себе интересных людей. Где-то он познакомился с Федотовым и пригласил его на свой первый фестиваль. Театр «У Моста» привез спектакль «Панночка», который перевернул не только мое мироощущение, но и всех наших артистов – «бумовцев», не говоря уже о простых зрителях. Наш театральный зал был ну очень камерный, с низким потолком, он вмещал не более пятидесяти зрителей. Можете себе представить, что на Федотова туда набилось 150 человек! Артистам не хватило места, потому что надо было разместить как можно больше зрителей, а сами мы могли расположиться, где придется. Кто-то лежал на полу, кто-то буквально висел  на лестнице под потолком. А до спектакля мы, актеры театра-студии «Бум», старались подсмотреть репетицию. Нам сообщили, что Сергей Павлович очень строг и не допускает посторонних на репетиции, но у нас  находилось множество причин заглянуть в этот интригующий процесс. Чего только мы не предпринимали: подсматривали в дверные щёлочки, проскальзывали в операторскую, прятались в темноте кулис… О, как они репетировали! Это была фантастика! И вместе с тем настоящая жизнь, здесь и сейчас! Это было волшебство! И я просто влюбилась на всю жизнь в театр «У Моста»!

Оказалось, что я была не одна, кто испытал такое глубочайшее потрясение. Молва быстро разнеслась по городу об удивительном театре. В наш камерный зал полилась зрительская река, она заполнила всё пространство. Зрители, кто не успел сеть на места, стояли, сидели на коленях, лежали в проходах, зависали на одной ноге… Все ждали, не обращая внимание на неудобства, чуда. Представьте себе сценическую коробку размером 6 на 12, это и сцена, и зрительный зал, на трех рядах которого зрителей оказалось в 3 раза больше положенного!

Мастер не обманул нас. Фантасмагория началась, и сверхъестественное, мистическое захватило и понесло нас в другой мир. В завораживающий мир Сергея Федотова и театра «У Моста», в котором всегда происходит абсолютное погружение и зрителей и артистов в особую атмосферу, где стираются границы между вымыслом и действительностью, между светом и тьмой, ужасом и смехом. Как это было волшебно! Какое это было чудо! Без чудес невозможно представить театр «У Моста». До сих пор помню свои ощущения, словно это было вчера. Я стояла в дверном проеме... Как уже говорила, зал был небольшой, с низким потолком. И наши ребята-монтировщики (тогда не было выхода) закрепили тросы не на уровне сцены, а прямо над залом. И гроб  с панночкой – в тусклом свете и в дыму – полетел в зал, он пролетал над головами зрителей первых двух рядов и останавливался на доли секунды у лиц верхних рядов. Нижние ряды мгновенно нагибались, вырывался  из уст выдох, потом гроб долетал до верхних рядов, и зрители замирали, слышался вздох, потом, летящий с главной героиней, гроб возвращался назад, и был оглушительный зрительский выдох. После этого на протяжении нескольких минут в зале был уже не просто крик – вопль… И вдруг свет неожиданно погас (от напряжения выбило пробки), по коже побежали мурашки. Все были полностью во власти магического действа, забыв, где они в данную минуту находятся. Никто не обратил внимания, что театральный свет погас и действие идет при свечах. Так было задумано гениальным режиссером, промелькнула мысль… И снова я с этим пьяненьки никчёмным человечком, очерчиваю вокруг себя мелом границу... Мистика! Нет! Это искусство в чистейшем концентрированном виде. Мощь и талант! Несравнимая ни с чем другая планета под названием театр «У Моста». Это было настолько необычно и ново, ясно и просто, захватывающе и интересно, что я была абсолютно поражена на всю жизнь.

Шли годы… Судьба нас вновь свела с Сергеем Федотовым и его театром «У Моста». Когда я организовывала свой первый театральный фестиваль «Золотая провинция», посвященный памяти нашего режиссера и учителя Александра Калашникова, одному из первых я позвонила Сергею Павловичу с приглашением театра стать участником фестиваля. В то время «У Моста» уже звезда на театральном небосклоне, и я очень боялась отказа, кто вспомнит наш маленький городок и меня, Наташу Загумённову? Ведь прошло уже столько лет. У меня дрожала рука и бешено стучало сердце, когда я держала телефонную трубку… Но Сергей Павлович с такой знакомой интонацией ответил: «Кто говорит? Наташа... Фестиваль... памяти Саши Калашникова? Конечно, приедем!»

И приехали в 2013 году, и поддержали нас, и опять собрали зал при полном аншлаге! Уже во Дверце Культуры «Родина», и собрали уже тысячу зрителей. И вот уже восемь раз театр «У Моста» становится участником нашего фестиваля «Золотая провинция». Он радует и восхищает, удивляет и потрясает, впечатляет и влюбляет в себя нашего простого зрителя! Его любят, интересуются о предстоящих премьерах и спектаклях, которые привезут на «Золотую провинцию», билеты задолго до фестиваля раскупаются со скоростью света и всегда ждут! И сейчас трудно представить фестиваль без театра «У Моста» и феноменального Сергея Федотова. Это как воздух, без которого нельзя жить!

 

Наталья Тёскина – художественный руководитель и директор-распорядитель Международного театрального фестиваля «Золотая провинция», г. Кузнецк (Пензенская обл.)