Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

Я заворожена магией театра «У Моста» (Вера Шамина, Казань)

Закончился конкурс «Театр как глоток свежего воздуха», и мне хочется сердечно поздравить победителей и всех участников, написавших прекрасные отзывы об этом чудесном театре. А главное, я хочу поздравить всех нас с тем, что он у нас есть – Пермский театр «У Моста», благодаря которому в депрессивный период изоляции мы не были изолированы от большого искусства, от радости творчества.

Я познакомилась с федотовцами 6 лет назад, и подружил нас не кто иной, как Мартин МакДонах. Мы шли к нему с разных концов: Сергей Павлович со своими ребятами из Перми, я – из Казани, а сошлись мы в одной точке – в одинаковом понимании его творчества и любви к этому замечательному драматургу. Да простят мне некоторый шовинизм, но я убеждена, что именно актёры, воспитанные на русской психологической школе, способны, как никто другой, понять и вскрыть все нюансы и полутона этого многослойного и неоднозначного драматурга. А уж кто, как ни актёры Федотова, владеют этой школой!

Поражает их психологическая гибкость, у них практически нет амплуа: один день актер может играть чёрта, а на другой – святого, сегодня – интеллектуал, а назавтра кромешый дебил, вечером аристократ, а утром – бродяга; им одинаково подвластны все жанры – комедия, трагедия, мюзикл... Но сегодня я хочу отдельно поблагодарить этот театр и лично его бессменного руководителя за русскую классику.

Сознаюсь откровенно, до знакомства с пермяками я изрядно разочаровалась в традиционном театре. Мне казалось, он исчерпал себя: смотришь, вроде, всё правильно, всё как надо, как в школе учили, а скучно, и сказать нечего! В постмодернистском спектакле по классическому произведению, если он талантливо поставлен, всегда есть пища для ума – ребусы всякие можно разгадывать, коды, ну а если плохо поставлен – всегда есть за что смачно, со вкусом поругать. И тут, во время карантина я впервые посмотрела федотовские спектакли по русской классике... К слову сказать, ради этого и на карантине посидеть не жалко!

Для меня это что-то необъяснимое! Я, пересмотревшая кучу спектаклей в разных театрах мира, не могу понять, КАК ЭТО СДЕЛАНО!!! Швов не видно! Мистика, как любит говорить Сергей Павлович! А я предпочитаю слово магия. Я чувствовала себя завороженной этой магией. Меня буквально затягивало внутрь – в эту эпоху, в эти ситуации. Я понимала, что этот колокол звонит по мне, по всем нам, по человекам, какими бы далёкими и странными эти герои ни казались.

Это такой градус искренности, что ты чувствуешь себя совершенно обезоруженным этой, казалось бы, безыскусной простотой, за которой стоит каторжная работа. Во многом дело ещё и в том, что здесь всё от актерской игры до последней детали оформления, света, музыки, вообще всего, в руках одного человека. Отсюда такая атмосферная цельность, уникальная ансамблевость, в которой взаимодействует всё, и даже кот играет по технике Михаила Чехова.

Отдельно хочется сказать об онлайн-репетициях! Это просто чудо какое-то! Особый жанр! Сколько энтузиазма, творческой энергии, радости творчества! Такому коллективу никакой вирус не страшен! Дай бог, минует нас когда-нибудь сия чаша, и мы снова все встретимся в гостеприимном, удивительно уютном театре «У Моста». До новых, радостных творческих встреч!

 

Вера Шамина – театровед, доктор филологических наук, профессор Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Казань