Я уверен, что Сергей Федотов дышит только своим театром... (Дмитрий Кириченко, Севастополь)
- Главная »
- О театре »
- Проекты »
- Театр «У Моста» как глоток свежего воздуха »
- Я уверен, что Сергей Федотов дышит только своим театром... (Дмитрий Кириченко, Севастополь)
Моё знакомство с авторским театром Сергея Федотова началось в 2013 году со спектакля «Калека с Инишмана».
Наверное, нет особого смысла говорить о том, как лично меня в нынешних условиях самоизоляции удивила непрекращающаяся работа этого коллектива. Речь идёт не только о трансляциях спектаклей по любимому МакДонаху, но и других постановках уже по русской классике. Я лишь слышал хвалебные отзывы о том, как здесь работают с Горьким и Достоевским. Теперь смог и убедиться сам, посмотрев относительно недавно, как пермяки играют «На дне», «Вассу» и «Идиота». А сколько радости доставляет многим из нас возможность соприкоснуться с главным таинством театра, – рождением спектакля. Это всё благодаря репетициям, которые тоже стали доступны в режиме реального времени.
Но всё же хочется теперь добавить что-то и от себя. Поделиться, так сказать, наблюдениями. Не самоизоляционными, а теми, которые возникали каждые два года во время встречи с театром. Откровенность за откровенность. Как когда-то появилась «Азбука моей жизни» Марлен Дитрих, так и мой «Словарь ощущений», связанный с театром.
ВРЕМЯ. Только два периода суток: раннее утро, потому что мой прямой рейс по маршруту Симферополь-Пермь и наоборот прилетает и улетает ранним утром. Каждый раз я еду из аэропорта в сторону театра «У Моста», вижу город из окна, даю себе слово обязательно побывать «здесь» и «там». Затем получаю полное погружение на неделю в мир Международного фестиваля МакДонаха и улетаю.
Второе время суток: полночь. А может, даже чуть позже, потому что всё не ограничивается одним лишь вечерним спектаклем. Потом же ещё увиденное нужно обсудить, подискутировать с коллегами, выразить в неформальной обстановке ирландского паба слова благодарности актёрам.
УХО. Да, да, именно ухо. Причём кошачье. Хранил я несколько лет у себя дома. Трофей, привезённый с первого фестиваля. Так как я любитель первого ряда и уже давно облюбовал откидные места во всех трёх залах театра «У Моста», на польском «Лейтенанте с Инишмора» окровавленное кошачье ухо прилетело со сцены именно ко мне. Я посчитал, что это – уникальный экспонат, который должен обязательно вернуться со мной в Севастополь и занять почётное место в коллекции, связанной с МакДонах-фестом. С годами ухо совсем уж засохло, пришлось утилизировать... Да и кот-то был ненастоящий, не пугайтесь.
ГОРШОК. Поплатился я однажды за свою любовь к «Королеве красоты». На австрийском спектакле исполнительница роли Мэг Фолан, вылив в очередной раз в раковину свой ночной горшок (есть у неё такая милая привычка), решила поставить его мне под стул. Спектакль играли в новом фойе театра, зрители сидели по периметру и были максимально вовлечены в происходящее. Интересно, что «Королеву» тогда сыграли дважды: один показ был назначен на 18:00, а другой на 21:30. Так что «посидеть на горшке» смог кто-то ещё.
ОТЕЛЬ. Мне удалось побывать в гостиничном номере на кровати самого Кармайкла! Здесь же я воспользовался телефоном, по которому ему звонила его бедная мамочка с воздушным шариком на дереве. Как так вышло? Всё благодаря экскурсиям по закулисью театра с посещением музея МакДонаха. Да, есть в Перми и такое!
БИБЛИОТЕКА. Любой поклонник хочет иметь на самом видном месте собрание сочинений своего любимого автора. Безусловно, некоторые издания пьес МакДонаха на языке оригинала есть и в моей домашней библиотеке. Но из Перми я всегда возвращаюсь с книгой, изданной театром «У Моста». На данный момент их целых три: монография Патрика Лонергана, книга о театре «Время мистики» и, что самое ценное и заветное, сборник всех вышедших к 2018 году пьес ММ. Интересно, а о чём будет следующее, четвёртое, издание? Ведь будет же?!
ВОРОБЕЙ. Речь пойдёт не о птицах. Хотя, в пьесах МакДонаха мир живой природы играет особую роль: то поросёнка покрасят зелёной краской, то котика переедут велосипедом. Воробей – это фамилия одного из самых востребованных ведущих Перми, который очень круто вместе со всей командой театра «У Моста» вёл в 2018 году open air церемонию открытия. Чтоб вы понимали, этот театр никогда не ограничивается одним лишь зданием. Своей атмосферой он пронизывает весь город!
СИМУЛЬТАННОСТЬ. Специально взял это сложное слово, потому что и речь сейчас пойдёт об очень сложных, я бы даже сказал трагичных, вещах... Вы все думаете, что, попадая в этот театр, а особенно на фестиваль МакДонаха, все мы испытываем только чувство радости и неизмеримого никакими единицами человеческого счастья? Испытываем, но не только это. Ещё мы готовы кусать себе локти, потому что в театре-то три сцены и в одно и то же время на них могут идти совершенно разные спектакли! И вот, представьте, насколько это мучительно делать выбор между «Сиротливым Западом» с Владимиром Ильиным и каким-нибудь конкурсным показом? Понятное дело, что все знающие идут в какой-то там, уже не помню даже какой раз, смотреть спектакль Сергея Федотова. А потом во время небольшого перерыва друг другу всё пересказывают, кто что увидел. Ну, а если одновременно идут две «Королевы красоты»? Всё, горю нет предела...
ПОСИКУНЧИКИ. Их и не только их подают здесь на пресс-завтраках. Речь сейчас пойдёт не столько о национальных блюдах, а формате пресс-подходов, без которых я уже не мыслю себе фестиваля МакДонаха. Здесь уже царит Алёна Август и 12 злобных, точнее добрых, зрителей. Ты напрямую можешь пообщаться с актёрами и режиссёрами из других стран, узнать об их театральной культуре, об отношении к современной драматургии, к нашей стране и тому, как именно они постигали творчество МакДонаха. Плюс, это отличная возможность языковой практики. На 3-4 день фестиваля ты уже думаешь только на английском.
ФЕДОТОВ. Для меня это слово, эта фамилия уже давно не связана только с Сергеем Павловичем. Это слово синонимично глаголам «быть» и «делать». Быть лидером большой команды «мостовцев», делать множество интересных проектов – спектакли, фестиваль, гастрольные поездки, собственные издания. Название заданного конкурса «Театр как глоток свежего воздуха» как раз-таки о Федотове. Мне не просто кажется, а я уверен, что он дышит только своим театром! А сейчас, когда мы все не понимаем, что происходит вокруг и когда же это всё вернётся в нормальное, естественное русло, щедро делится со всеми поклонниками своего детища запасами своих же кислородных баллонов. Так что пока держимся и копим резервы для долгожданной встречи в октябре на IV Международном фестивале МакДонаха!!!
Дмитрий Кириченко, Севастополь