Моё знакомство с театром «У Моста» (Светлана Михайлова, Санкт-Петербург)
- Главная »
- О театре »
- Проекты »
- Театр «У Моста» как глоток свежего воздуха »
- Моё знакомство с театром «У Моста» (Светлана Михайлова, Санкт-Петербург)
Я заядлый театрал, сколько себя помню. Ещё в детстве на все дни каждых каникул (ну, кроме летних) бабушка закупала билеты в разные театры, выстаивая в длинных очередях, и мы ходили в разные театры нашего замечательно-театрального Ленинграда. Конечно, с годами сформировались определённые предпочтения и привязанности, хотя в те годы в Ленинграде было много отличных театров и потрясающих актёров. Мне даже в совсем начальных классах повезло бывать в МузКомедии при Воробьёве, подольше в БДТ при Товстоногове и Ленсовете при Владимирове, и лишь в этом году нас оставил любимый руководитель БУФФа Штокбант.
В конечном итоге сердце моё было отдано БДТ и БУФФу. После них шли Ленсовета, Комедии им. Акимова и МузКомедии. Даже в лихие 90-е на билетики в любимые Буфф и БДТ деньги находили, пусть в ущерб питанию или чему-то ещё необходимому. Потому что для меня театр действительно необходим как воздух.
После ухода тех великих режиссёров и актёров, на спектаклях которых я выросла, и замены их, скажем так, неравнозначными последователями у меня оставалось всё меньше любимых театров. И казалось уже, что не увижу живьём уже никогда спектаклей, которые могла бы поставить в один ряд с тем, что видела у Товстоногова. Но...
В один прекрасный день, лет уже 15 назад, в моей жизни произошло знаковое событие: участвуя в лотерее сайта Билетер.ру, я выиграла два билета (тогда лотереи, к счастью, были на знания, а не на случайную выборку из подписчиков, так что играла много и с удовольствием). На выбор мне предложили билеты на московскую антрепризу с главными героями Саши+Маши или на пьесу неизвестного мне Мартина МакДонаха, поставленную неизвестным мне Пермским театром «У Моста», гастролирующим на малой сцене любимого некогда театра Ленсовета. Первое предложение я отмела сразу, ибо такую лабуду не смотрела никогда, а вот второе предложение могло оказаться интересным в силу полной неизвестности. И я на него согласилась.
Светлана Михайлова, Санкт-Петербург
... и вот мы с подругой в зале. Зал небольшой, уютный, на сцене необычные, впечатляющие декорации. Перед началом спектакля вышел создатель театра и режиссёр Сергей Федотов (в тот момент имя это мне ничего не говорило) и начал рассказывать о театре, о спектакле, о МакДонахе... и всё... Он просто гипнотизировал своим бархатным тембром, манерой говорить, а главное, тем, ЧТО и КАК он говорил: он говорил очень правильные вещи очень человеческим языком без всякого пафоса. Он говорил о том, что я сама всегда ценила и ценю в театре. И возникло ощущение какой-то магии, и правда, и что вот сейчас мы прикоснёмся к чему-то необыкновенному. А потом погас свет, на сцене появились Актёры... нет, не актёры, а ожившие герои пьесы. Они не играли, они проживали. Для меня это была любовь с первых минут. Это был шок от мощи пьесы, Автора, Режиссёра, Актёров. Это была пьеса «Череп из Коннемары». Мы погрузились в мир этого невероятного ирландского юмора, перемешанного с трагичностью и болью. Мы смеялись до слёз и плакали от боли. Мы забыли, где мы, что мы. Я влюбилась в этот театр, в режиссёра, в актёров. Дуэт Скиданова и Ильина – это вообще один из лучших дуэтов, которые я в своей жизни видела. А мне есть с чем сравнить. Мы долго аплодировали стоя. Моя подруга, которая страшно далека от такого юмора, и то была под мощным впечатлением от пьесы и игры актёров. Что уж говорить обо мне, которой шикарный чёрный юмор Мартина близок невероятно. На следующий день я рванула в Сеть искать все его пьесы, которые были доступны. И это любовь, любовь навсегда. Я счастлива, что именно театр «У Моста» открыл для меня Мартина МакДонаха. Потому что я не могу представить, что его можно поставить ещё более по-макдонаховски. Конечно, я не беру постановки самого Мартина в его театре, но их я не видела, увы. А сравнивая с его фильмами, которые обожаю, могу сказать: и режиссура Федотова, и игра Актёров театра для меня абсолютно вровень с тем, что делает сам Мартин. Это невероятно, бесподобно, магически, завораживающе.
А вот дальше так сложилось, что долгие годы попытки попасть на спектакли этого театра в Питере у меня были неудачны: то поздно узнавала о гастролях, когда все билеты были уже проданы, то у меня на это время уже были на руках другие билеты. Потом болезнь выбила надолго из рядов театралов. Но настолько мощно было воздействие того первого спектакля, что я про пермский театр не забывала и мечтала попасть ещё раз, сравнить, понять, так ли мощно это будет сейчас, когда я перечитала всего переведённого МакДонаха, пересмотрела всё, что он снимал, несчётное количество раз, помню почти дословно каждую пьесу.
И вот в этом году наконец-то всё совпало. И я второй раз побывала на спектакле этого потрясающего, магического театра. На этот раз это был «Калека с Инишмана». Очень переживала: а вдруг будет разочарование? Ведь когда ждёшь чего-то очень долго, то ожидания бывают завышены, им трудно соответствовать. Но... не в случае с этим театром. На этот раз всё происходило в неизвестном мне нашем питерском театре ЦЕХЪ, находящемся в бывшей котельной. Я долго бродила по окрестностям в попытках найти это хорошо спрятанное место, встречая таких же ищущих зрителей. Наконец, собралась нас уже небольшая группа – совместными усилиями нашли. Антураж театра весьма необычен, пожалуй, хорошо соответствующий пьесам МакДонаха. Правда, крайне неудобные скамьи для зрителей, которые вызвали у меня с моими мышечными проблемами приступ тоски. На сцену опять вышел Сергей Федотов. И... магия! За эти годы магия его потрясающей харизмы, его голоса, его слов только набрала ещё бОльшую силу. Я забыла про скамьи и неудобство. Я готова была слушать и слушать эти очень правильные, очень мудрые слова о театре вообще и о постановках театра «У Моста» в частности. Сергей озвучивал мой взгляд на театр, тот самый, который мне привили постановки театров моего детства и юности. Тот, которого мне так не хватает в современных театрах, поэтому я теперь так мало бываю на спектаклях.
А потом... потом снова случилось волшебство. Возникло полнейшее ощущение того, что я попала внутрь пьесы Мартина, что это не актёры, а ожившие герои. Это было невероятное ощущение, даже сильнее, чем в то первое знакомство, потому что актёры были вот тут, на расстоянии вытянутой руки.
И я была покорена окончательно и бесповоротно. Потому что (и я категорически в этом уверена, потому что дальнейшие просмотры «самоизоляционных» эфиров других спектаклей в записи абсолютно уверили меня в этом) театр «У Моста» – это уникальный, неповторимый театр. Он создан Гениальным Режиссёром и играют в нём Гениальные Актёры. Для меня всегда вершиной режиссуры был Товстоногов, а вершиной театрального актёрского мастерства – его актёры. Так вот, я встретила в своей жизни Режиссёра и Актёров, которых можно поставить на ступеньку, ни на йоту не ниже той самой вершины. Эта ступенька другая, это другая манера режиссуры и игры. Нет, не игры. Проживания жизни на сцене. Я теперь мечтаю посмотреть все спектакли (ну, эта мечта, увы, вряд ли осуществится) театра. Хотя бы все те, которые они будут привозить к нам в Петербург. И надеюсь, что так и будет. Что всё окружающее сейчас нас безобразие закончится, и мы сможем снова встретиться. Тем более, во время самоизоляции приобщить к творчеству этого уникального театра мне удалось ещё несколько человек, и даже не только из Петербурга. Так что ходить на спектакли буду уже не одна.
Светлана Михайлова, Санкт-Петербург