Из незабываемого. Театр «У Моста» (Елена Быкова, Москва)
- Главная »
- О театре »
- Проекты »
- Театр «У Моста» как глоток свежего воздуха »
- Из незабываемого. Театр «У Моста» (Елена Быкова, Москва)
Этой встречи могло не быть. Был март 2012 года. Театральный центр на Страстном. На афише «Золотой маски» – «Безрукий из Спокэна» Пермского театра «У Моста» по пьесе неизвестного мне тогда автора Мартина МакДонаха. Надо признаться, что люблю спектакли нестоличных театров на фестивалях за большой шанс встречи с классическим русским реалистическим психологическим театром, великим на все времена. Театром сердца, которого так не хватает сегодня. Театром, способным внимательно, с уважением вчитываться в автора и представлять на суд зрителей его творение без постмодернистской приправы, без которой сегодня редко обходятся именитые и начинающие столичные и региональные режиссёры. Театром, способным в зеркале сцены собеседовать со зрителем о том, что происходит сегодня, и увидеть в том зеркальном временном отражении день настоящий…
Но в тот вечер катастрофически не везло: не было билетов ни в кассе, ни с рук. Толпа необилеченных, страждущих театралов пыталась поймать театральное счастье в виде заветного билета. Мне не везло, хотя я твёрдо знаю по многолетнему опыту, что если очень хочешь, то обязательно откроется та дверь, которая впустит тебя. Надо только страстно желать. Ровно в семь часов она открылась в виде последнего пригласительного билета, который мне удалось купить у миловидной женщины, выпорхнувшей из такси.
Спектакль оказался психологическим коМиксом с невероятным сюжетом, где главный герой Кармайкл ищет в Америке отрубленную много лет назад кисть руки. Признаться, я не любитель подобных историй, но то, что происходило на сцене, случилось потрясением на всю жизнь. Вернее, потрясений было два. Первое – работа Ивана Маленьких, игравшего Кармайкла. Пластика, голос, игра – всё говорило о том, что перед зрителем актёр невероятного, космического дарования, как минимум голливудского масштаба. Уникальный театральный бриллиант, завораживающий, неповторимый блеск которого забыть просто невозможно. Говорю это совершенно ответственно, как зритель, видевший великих актёров московских и питерских театров – Малого, Вахтанговского, МХАТа, Маяковского, БДТ им. Горького и т.д. Вторым фантастическим потрясением был финал спектакля, совершенно неожиданный – христианский! Вселенский! И это в американском фарсе ирландского драматурга! Невероятно! У раскрытого настежь окна в ослепительных лучах восходящего солнца в братском единении, совершенно счастливые, сидели страшно невезучие в своём бизнесе продать музейный экспонат странному покупателю человеческих рук, пять минут назад обязанные погибнуть, потерявшие всякую надежду на спасение пленные Тоби и Мэрилин и их беспощадный мучитель Кармайкл. Окрыленное радостной вестью о здравии матери сердце его дрогнуло и не дало совершиться непоправимому. Искренняя любовь к самому родному человеку на свете спасла всех героев от смерти. И утреннее солнце ласковыми лучами одинаково любило этих несчастных одиноких людей, правда, они уже не были одиноки...
Было понятно, что гениальное трио автора МакДонаха, режиссёра спектакля Сергея Федотова и актёра Ивана Маленьких заслуживает награды всех возможных и невозможных номинаций «Золотой маски». Выступить на обсуждении, которое часто устраивается после спектаклей, не удалось – режиссёр и актёры спешили на поезд. Я подошла к Ивану Маленьких и пыталась сказать ему про «Голливуд». Он засмущался и ответил, что таких, как он, в Пермском крае и в театре, котором он служит, много…
За 8 лет я не пропустила ни одних гастролей театра «У Моста» в Москве. Видела 15 названий репертуара – и некоторые спектакли не один раз. Иван Маленьких оказался прав: богат на актёрские таланты театр «У Моста». Не забыть работы Марины Шиловой в «Вассе», «Головлёвых», «Идиоте», Владимира Ильина в «На дне», «Палачах», «Идиоте», «Сиротливом Западе», Василия Скиданова и Сергея Мельникова, Ильи Бабошина в «Калеке с Инишмана», «Идиоте» (практически во всех работах театра), Ирины Моляновой в «Женитьбе». Да разве все актёрские удачи перечислишь! Театр «У Моста» не устаёт открывать новые имена. Он всегда интересен – молодой по внутреннему ощущению, яркий, блистательный, всегда неожиданный, порой мистический и всегда сердечный. Низкий поклон основателю и главному режиссёру театра «У Моста» Сергею Павловичу Федотову за театр-дом, богатство репертуарной политики, театральное вероисповедание, за верность ценностям русского театра, за блистательное умение собирать прекрасный актёрский ансамбль. За невероятную сценографическую живопись спектаклей. За тот свет и любовь к человеку, что живут и торжествуют во всех его работах. За удивительное единение зрителей в большую семью. Великое это дело! Большой глоток свежего воздуха на театральных просторах не только России!..
Елена Быкова, Москва