Чем дорог мне Сергей Федотов... (Валерий Анисенко, Беларусь)
- Главная »
- О театре »
- Проекты »
- Театр «У Моста» как глоток свежего воздуха »
- Чем дорог мне Сергей Федотов... (Валерий Анисенко, Беларусь)
Познакомились мы на Международном фестивале «МАРТ-КОНТАКТ» в г. Могилёве, где Федотовцы играли «КАЛЕКУ С ИНИШМАНА», а сам Сергей Павлович проводил мастер-класс. Но сошлись, сблизились в Будапеште, на международном практикуме-семинаре директоров европейских театров, там же договорились о показе «Калеки» в Витебске, в Национальном академическом драматическом театре им. Якуба Коласа, который я возглавлял в качестве директора и художественного руководителя. Это был 2013 год! Потом будет изумительный бросок с котомками, костюмами и реквизитом на плечах через литовско-белорусскую границу (театр был на фестивале в Литве), 8-мичасовая езда в новеньком (кресла в целлофане), выбитом мною для театра автобусе, ночная монтировка декораций, репетиция, переполненный зал, восторженный зрительский приём… Это всё будет… Потом… А пока Будапешт, наша многочасовая прогулка-открытие города и разговор... Нет, не разговор, а его, Сергея Федотова, монолог... Страстный, убедительный! О себе... мечте о театре... о трудном становлении молодого театра... о надеждах, открытиях... о предательствах...
– Валера, а что ты молчишь... улыбаешься и молчишь?
– Серёженька, ты рассказываешь обо мне, о моей жизни...
К тому времени уже около 30 лет благополучно жил и творил мною придуманный новый Государственный театр в Минске – Театр Киноактера. Пробитый через постановку запрещённой «Утиной охоты» А.В. Вампилова. Через полгода после открытия меня почти расстреляют – выкинут на улицу по статье. Об этом моя первая книжка дневников «Записки начинающего». Далее 18 лет СЛУЖЕНИЯ радиотеатру в качестве главного режиссёра Белорусского радио, постановка около ста радиоспектаклей с лучшими актёрами минских театров. Признание, Госпремия, звание... Всё оставляю ради новой встречи с живым театром! В 2000-м принимаю на грани закрытия Экспериментальный театр белорусской драматургии и за 12 лет привожу к почётному званию «Заслуженный коллектив Республики Беларусь», объездив пол-Европы и более 50-ти фестивалей! Очередной министр культуры – «новатор» – в реформаторском кураже срезает меня в полёте: или с повышением в ссылку в Витебск, или на улицу... Пытаюсь реанимировать уснувший в Средневековье Академический; многое сделал, но, схлестнувшись с очередным новым министром культуры – «мышью под веником» (выражение президента) – и местными князьками, ухожу из театра, к всеобщему удивлению... Пишу так подробно о себе с одной целью: показать, что я не теоретик-разговорник, я практик, за спиной которого послужной список на три биографии, но так и не имеющий своего авторского театра... То, что удалось Сергею Федотову, я способен оценить! Нас «много званых», в т.ч. и автор этих строк, в своих попытках, так и оставшихся на ярмарке тщеславия, но «мало избранных». Среди них, избранных, СЕРГЕЙ ФЕДОТОВ, явивший нам высокий пример СЛУЖЕНИЯ ИДЕЕ, выстоявший в бурях и штормах схлестнувшихся столетий, в расцвете сил предъявляющий нам своё творение — Уникальный Театр ЕДИНОВЕРЦЕВ!
Дзякуй, братка! Жыві доуга!
Твой Валерий Анисенко.
Валерий Анисенко – режиссёр. БЕЛАРУСЬ