О театре
- Главная »
- О театре
Авторский театр «У Моста», созданный в 1988 году Сергеем Федотовым, буквально взорвал театральную ситуацию Перми, а затем и России яркими, нестандартными спектаклями. Первоначально своё имя театр получил благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание “Театр «У Моста»” становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.
Исключительность художественного метода Сергея Федотова в том, что он направлен на развитие традиций русского психологического театра, обогащённого открытиями школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского, то есть системами, направленными на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.
Неслучайно, Театр для выражения собственной эстетики придумал слоган: «У Моста» – Мистический Театр, в котором всё реально, и Театр Реальный, где всё Мистика.
Мистика в данном случае становится метафорой художественного метода, целью которого является поиск способов воплощения на сцене глубинного, незримого, относящегося к сфере человеческого подсознания.
Мистический мир в театре «У Моста» во многом создаётся и благодаря особым литературным пристрастиям. Основной круг авторов, так или иначе, связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, У. Шекспир, Б. Стокер). А самое главное, в театре не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или даже циклы. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её загадками и тайнами.
Театр «У Моста» является первооткрывателем в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль «Сиротливый Запад» был номинирован на «ЗОЛОТУЮ МАСКУ-2008» и показан в Москве в числе лучших спектаклей России. А в 2010 году театр стал Лауреатом «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» за спектакль «Калека с Инишмана». Анатолий Смелянский, председатель Жюри, ректор Школы-студии МХТ им. А.П. Чехова, профессор, вручая на церемонии Сергею Федотову награду, сказал, что вручает в действительности совершенно особую премию: “Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому театру «У Моста». Театру, который основал и 22 года ведёт Сергей Федотов. В России огромное количество театров, и очень многие из них живут трудно, они растеряны, не знают куда идти, нет режиссуры, нет помощи, нет идеологического задания, как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют, но ведь не для того, чтобы играть «Женатого таксиста»… И когда видишь театр из города Пермь, театр «У Моста», театр с потрясающим репертуаром, театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой и который представляет не только замечательный репертуар, но и прекрасных актёров. Этот Театр – Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно”.
Пермский театр «У Моста» инициировал и провёл пять Международных фестивалей Мартина МакДонаха (2014, 2016, 2018, 2020 и 2022 гг.), в которых приняли участие театры из Ирландии, Северной Ирландии, Шотландии, Испании, Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Германии, Австрии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Македонии, Венгрии, Румынии, Нидерландов, Эстонии, Молдовы, Казахстана, Азербайджана, Беларуси и России. В рамках издательской серии «Театр "У Моста" представляет» была переведена на русский язык книга английского театрального критика Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха», изданы книги «Мартин МакДонах. Мрачные комедии» (первое и единственное собрание 8 пьес Мартина МакДонаха в русских переводах) и «Театр "У Моста". Время мистики» (издание, посвящённое 30-летнему творческому развитию театра).
Широко известный в Европе, единственный в мире мистический театр «У Моста» – трижды Номинант и Лауреат Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший региональный театр России», обладатель 45 ГРАН-ПРИ зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 228 международных фестивалей. По рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России. По версии портала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвёртое место в рейтинге лучших российских театров. Театр гастролировал в Индии, Египте, Австрии, Германии, Польше, Чехии, Болгарии, Сербии, Косово, Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Беларуси, Венгрии, Словакии, Словении, Румынии, Грузии, Турции, Ирландии, Израиле, Казахстане, Армении, на Кипре и во многих городах России.
МИССИЯ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА «У МОСТА»
Пермский Театр «У Моста» – авторский театр, сохраняющий и продолжающий лучшие традиции русского психологического театра, а также совмещающий в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории.
Репертуар строится на сочетании лучших образцов русской и европейской классики, новейшей российской и зарубежной драматургии, а также театральных постановок и проектов, созданных на стыке разных жанров.
В классическую часть репертуара входят:
- Гоголевский цикл: «Игроки», «ЖЕНИТЬБА. Фантасмагория», «Ревизор», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Башмачкин»;
- Булгаковская триада: «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Собачье сердце»;
- Шекспировский цикл: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Макбет»;
- Чеховский цикл: «33 обморока», «Чайка», «Три сестры»;
- Горьковский цикл: «На дне», «Васса (Первый вариант)», «Мещане»;
- цикл по пьесам А. Островского: «Бальзаминов», «Гроза», «Лес»;
- спектакли по романам Ф. Достоевского («Идиот», «КАРАМАЗОВЫ») и М.Е. Салтыкова-Щедрина («Головлёвы»);
- спектакли по произведениям Н. Эрдмана («Самоубийца», «Мандат»); Ч. Диккенсса («Рождетсвенская история»); Г. Квитко-Основьяненко «Шельменко-Денщик»; К. Гольдони «Трактирщица» и др.
Современная драматургия представлена постановками:
- МакДонаховский цикл: «Сиротливый Запад», «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Калека с Инишмана», «Безрукий из Спокэна», «Лейтенант с Инишмора», «Человек-подушка», «Палачи»;
- «Зверь» М. Гиндина, В. Синакевича;
- «Ирландский герой – гордость Запада» Дж. Синга; «Полёт над гнездом кукушки» К. Кизи;
- «Энергичные люди» В. Шукшина; «Старший сын» А. Вампилова; «Лягушки в шампанском» А. Червинского, М. Мишина; «Про Федота-стрельца…» Л. Филатова; «Сансара» О. Богаева; «Детектор лжи» В. Сигарева; «Курица» Н. Коляды; «Ненормальная» Н. Птушкиной;
- «Зурикела» Н. Думбадзе; «Мефистофель» Д. Нигро; «Запах» Р. Фамилярии др.
Музыкальные постановки рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова и «Юнона и Авось» А. Рыбникова, А. Вознесенского заняли совершенно особое место в репертуаре театра. Они позволили театру освоить вокал и хореографию как ещё одну составляющую для поисков новых форм театра. Постепенно в театре стали появляться музыкальные спектакли такие как: «Гранатовый браслет» О. Клименковой (по А. Куприну); «Ханума» А. Цагарели; «Мачеха Саманишвили» В. Константинова, Б. Рацера; «Женихи» И. Дунаевского; «Духи хранители» по сказам П. Бажова.
Постановки «Дракулы» Б. Стокера и «Франкенштейна» М. Шелли вышли за рамки простых репертуарных спектаклей, открыв для театра опыт интерактивного, гиператмосферного действа, в котором зритель буквально становится полноправным участником истории, путешествующим по подземельям графа Дракулы и доктора Виктора Франкенштейна.
Театр «У Моста» расширяет свой репертуар, последовательно развивая каждое из направлений. Такой принцип построения репертуарной политики способствует, во-первых, развитию творческого метода Театра энергии, атмосферы и острого психологизма, во-вторых, лабораторному постижению художественного мира того или иного автора, в-третьих, поиску и изобретению нового театрального языка, новых принципов и техники актёрского существования на сцене.
Особо нужно подчеркнуть значимость мистической темы в выборе авторов и произведений для постановок. Мистика, с одной стороны, становится выразителем особого мировоззрения, культурно-философского осознания роли человеческого «Я» в миропорядке, осмысления категорий судьбы, предопределенности, власти над человеком неких сверхсил. С другой стороны, мистика – это метафора художественного метода, авторского преломления системы психологического театра; развитие умений актёров языком театра воплощать на сцене глубинное, относящееся к сфере человеческого подсознания.
Театр «У Моста» активно развивает два главных направления в своей практике, это показ спектаклей репертуара на основной площадке, и насыщенную фестивальную деятельность. Возможным это становится именно потому, что «У Моста» изначально ставил перед собой задачу опровержения расхожего мифа о том, что Театр-лаборатория не может стать Театром для широкого зрителя. В театре «У Моста» репертуарные спектакли создаются и существуют в логике театральной исследовательской лаборатории и в то же время оказываются интересными не только простым зрителям, но и профессиональной театральной публике, практикам и теоретикам театра.
Театр выезжает на фестивали обычно по 10-12 раз в сезон, при этом на «домашней» сцене играется по 50-70 спектаклей в месяц и выпускается 6-7 премьер в год. Театр обеспечивает доступность своих спектаклей для зрителей: действует система скидок на билеты для студентов и необеспеченных слоев населения. Практически ежедневно играются дневные спектакли для молодёжи.
Фестивальная деятельность – неотъемлемая часть жизни театра, необходимое условие его эстетического развития, адекватной оценки собственного художественного метода и роли в современном театральном процессе. Режиссёр театра Сергей Федотов постоянно проводит на фестивалях и форумах в России, Польше, Чехии, Китае, Украине, Казахстане, Армении и Беларуси мастер-классы, которые представляют собой индивидуальное и оригинальное преломление методологии Михаила Чехова..
Для актёров театра постоянно организуются циклы просветительских мероприятий в работе над новыми спектаклями: тренинги, лекции, кинопросмотры, встречи со специалистами в разных областях знания.
ТЕАТР «У МОСТА» СЕГОДНЯ
Театр «У Моста» – уникальный Авторский театр Сергея Федотова. Сергей Павлович в этом театре не только Режиссёр, но также и Художник, Сценограф, Дизайнер, Конструктор, Звукооператор, Осветитель, Директор, Менеджер и Продюсер. Все декорации, реквизит и костюмы создаются в мастерских театра по эскизам Федотова. Обязательно дополняются подлинными, иногда, антикварными вещами. Это позволяет максимально отразить облик и атмосферу эпохи, в которой происходит действие, создать особую магическую ауру. Свои репетиции театр часто проводит в исторических локациях. Грузинские спектакли репетировали в национальных костюмах в старом районе Тбилиси Авлабаре. «ВИЙ» Гоголя рождался ночью на кладбище и в заброшенной церкви на Украине. Над «Макбетом» работали в Средневековой крепости Эребуни в Армении. Персонажей «Зверя» придумывали в психбольнице. «Безрукий из Спокэна» рождался в настоящем морге. А «Калеку с Инишмана» репетировали на самом острове Инишман в Ирландии. Кстати все костюмы героев спектакля были куплены на Аранских островах. Каждый спектакль театра «У Моста» – это гипнотическое путешествие на машине времени в иную историческую эпоху. Уникальность театра «У Моста» в первую очередь определяет его мистический репертуар.
Театр ставит писателей, в произведениях которых присутствует мистика. Гоголь, Булгаков, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Шекспир, Брэм Стокер и др. Федотову интересны авторы, которые исследуют сферы потустороннего, инфернального. Театр «У Моста» – единственный в мире, который поставил практически всего Гоголя, у нас 8 спектаклей по его произведениям. Сергей Федотов – режиссёр, который открыл, что у Гоголя обязательно есть чертовщина. Раньше Гоголя играли в бытовом ключе. Сергей Павлович своё авторское видение Гоголя подтвердил исследованием Дмитрия Мережковского «Гоголь и чёрт», где написано, что в каждом произведении Гоголя есть чёрт. Именно с гоголевских постановок началась широкая мировая известность театра «У Моста». Первое же выступление театра 30 лет назад в Чехии на фестивале «Театры Европейского региона» произвело настоящий фурор! В чешском городе Градец-Кралове с невиданным успехом показали «Вия» и «Женитьбу» Гоголя! Чешская пресса писала, что такого Гоголя в Чехии ещё не видели. Сергей Федотов нашёл свой оригинальный ключ к Гоголю, разгадал его тайны, обнаружил мистику и сумел воплотить на сцене в своих оригинальных спектаклях. В «Женитьбе» создан особый фантастический мир и властвует в нём Кочкарёв, в котором зритель узнаёт чёрта. После этих гастролей театру открылись пути в страны Европы, а Сергея Павловича пригласили на постановки несколько театров Праги!
Театр «У Моста» один из немногих, в репертуаре которого сразу три спектакля по М. Булгакову: «Собачье сердце», «Зойкина квартира» и «Мастер и Маргарита». В театральном мире существует легенда, что Булгаков запретил ставить свой роман. И лишь немногие режиссёры отваживаются на это. Федотов ставил «Мастера» пять раз. Две постановки были в польских театрах, одна – в Чехии, одна – в Эстонии, а самая первая была в театре «У Моста».
«Мастер и Маргарита» стал визитной карточкой нашего театра и идёт уже 25 лет. И в театре много напоминаний об этом спектакле. На стенах лестницы на второй этаж грандиозная фреска «Бал ста королей» украинского художника Сергея Пантелейчука, большого друга нашего театра. Когда мы выступали на фестивале в Херсоне, Пантелейчук был так потрясён нашим спектаклем, что пришёл в отель и сказал: «Я так дуже полубив ваш театр, шо ни откладая довжен ихать з вамы до Перми!». И действительно поехал с нами и работал, и жил в театре больше года. В знак своего потрясения за одну ночь расписал лестничный пролёт, где воссоздал фрагмент сцены Бала Сатаны. В театре на многих стенах рисунки Сергея Пантелейчука.
В репертуаре также три постановки Ф. Достоевского, три Шекспира. Федотов часто ставит по несколько спектаклей одного автора, исследуя таким образом стилистику писателя. Режиссёр Федотов имеет свой собственный режиссёрский стиль, он никогда не осовременивает классику. Сейчас практически все театры увлеклись модным постмодернизмом, и настоящего классического спектакля не увидишь, все классику модернизируют, привнося в неё свои современные темы, и поэтому все спектакли становятся похожими. Федотов ставит не себя, а именно Автора и спектакли в нашем театре абсолютно разные по стилю и выражению.
15 лет назад Сергей Федотов открыл для российского театра, неизвестного тогда в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. И сейчас театр «У Моста» известен во всём мире как главный специалист по МакДонаху. Мы единственный театр в мире, где поставлены восемь пьес этого драматурга. Мы придумали единственный в мире фестиваль МакДонаха, который провели уже пять раз, на который приезжали театры из 40 стран. Наш спектакль «Калека с Инишмана» был показан на 34 Международных фестивалях, получил 10 ГРАН-ПРИ и стал Лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска». В нашем театре есть даже музей МакДонаха, где представлен реквизит из спектаклей по его пьесам. Есть настоящие раритетные вещи из Ирландии, с Аранских островов, куда театр выезжал три раза.
В оригинальном театре «У Моста» очень оригинальный репертуар! Есть очень смешные комедии современных авторов: «Лягушки в шампанском», «Детектор лжи», «Сансара», «Про Федота стрельца…». В этих спектаклях театр показывает, что умеет не только оригинально играть классику, но может так гомерически насмешить, что «мало не покажется»!
Особое место в репертуаре занимают знаменитые грузинские спектакли: «Мачеха Саманишвили», «Ханума», «Зурикела». Театр специально выезжал для репетиций в Грузию и костюмы для них привезли из Тбилиси! Для постановки этих спектаклей приглашали грузинских специалистов, которые обучали актёров национальным танцам, песням и даже грузинском языку! Наши грузинские спектакли – победители многих международных фестивалей. В 2022 году «Мачеха Саманишвили» получила 3 ГРАН-ПРИ фестивалей. Два из них – на Международном фестивале «Арктическая сцена» (Мурманск). А на всероссийском фестивале «Русская комедия» ПОЛУЧИЛИ сразу девять Лауреатских дипломов. Это стало абсолютным рекордом театра.
Новый зал называется «Зал МакДонаха», потому что был построен в 2014 году специально для нашего фестиваля МакДонаха. Многие зарубежные театры сыграли здесь своего МакДонаха и говорили, что это самый лучший в мире зал для пьес этого драматурга. Театр «У Моста» когда открыл для российского зрителя МакДонаха тогда и не знал, что МакДонах ещё и выдающийся кинорежиссёр. Когда мы репетировали первую постановку «Сиротливый Запад», стали изучать творчество драматурга и узнали – оказывается, Мартин МакДонах снял в Голливуде фильм «Шестизарядник», который сразу получил Оскар. Следующие фильмы были также номинированы на Оскар и другие премии – «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Три Билборда на границе Эббинга, Миссури», «Банши Инишерина», который вышел в этом году. Наш театр единственный в мире, где поставлены восемь пьес МакДонаха. МакДонах такой же мистик, как и Федотов. Никто не мог даже предположить, что может произойти случайная встреча в Ирландии двух этих титанов. МакДонах живёт в Лондоне и большую часть времени проводит в Голливуде на съёмках. В Ирландию прилетает раз в год, навестить родителей. Так вот именно в тот день, когда в Ирландию прилетел Федотов, МакДонах тоже прилетел из Лондона и собрал в пабе своих актёров. И вот именно в ту самую минуту, когда он вышел на улицу, мимо этого паба проходил Федотов. Два режиссёра были рады неожиданной встрече, очень хорошо поговорили. МакДонах поблагодарил Федотова за популяризацию его пьес и за создание фестиваля. Также он сказал, что смотрел видеозаписи пермских спектаклей, и они ему очень понравились.
Главная особенность наших спектаклей – это особая атмосфера. Каждая постановка имеет свою мощную энергетику. Критики писали, что спектакли Федотова – это как гипнотический сеанс! А всё дело в том, что Сергей Павлович работает по своей особой методе, основанной на системах Михаила Чехова и Ежи Гротовского. В театре постоянно проводятся тренинги, приезжают режиссёры из других городов и стран. И репетиции спектаклей проходят по-особому. Прежде чем приступить к читкам, проводится большая предварительная исследовательская работа. Мы изучаем эпоху, живопись, музыку того времени, биографию автора, историю создания произведения. Эта работа не прекращается и после премьеры, даже если спектакли уже давно в репертуаре. После каждого спектакля обязательно проводится обсуждение, анализ спектакля. У нас в каждой постановке есть несколько актёрских составов. Во время репетиций все вместе работают над разными ролями, находятся в поиске, помогают друг другу. Распределение ролей – это всегда шаманская игра. Режиссёр задает нужную атмосферу, погружает в предлагаемые обстоятельства и выявляет тех актёров, кто максимально чувствует стиль и авторскую природу. И тот, кто наиболее чувствует, попадает в стиль, становится ведущим. А остальные уже подсознательно движутся за ним. А когда заканчивается застольный период, у нас есть особый ритуал. На сцене первый раз выставляется новая декорация и начинается колдовство. Особым мерцающим светом, потусторонними шумами, странными звуками, музыкой создаётся новое магическое пространство. И в это новое пространство артисты входят, как будто первый раз выходят на эту планету. Актёры тихо заходят из зрительного зала, замирают, начинают фантазировать, колдовать, оживлять видение, и только после этого по одному «вплывают» на сцену.
В нашем театре актёр всегда должен быть в форме, а это постоянная работа над собой, самодисциплина, совершенствование. Наши актёры в маленьких гримёрках создают свою личную атмосферу. Это их маленькие гнездышки, где у каждого своя аура. В гримёрках артисты умеют медитировать, улетать в свои космические миры, аккумулировать энергию. Но во время спектакля или репетиций актёры в нашем театре никогда не сидят в гримёрках, как это бывает в других театрах. Там артисты выходят только на свою сцену, а что репетируют другие, им неинтересно и не нужно. В нашем же театре артисты всю репетицию находятся в зале и наблюдают, фантазируют, работают и за других персонажей. Наблюдая за своими партнёрами, они одновременно с ними играют в воображении, выстраивают свою линию. Поэтому любой актёр Театра может сыграть любую роль данной пьесы. Самая главная особенность нашего театра – это уникальный, единственный в своём роде Театр-Дом. Театр-Семья. Здесь рады друг другу, всегда поддерживают и помогают. В нашем театре нет интриг, свойственных обычным театрам. Наши артисты радуются успеху другого, а дублёры всегда дружат, что тоже невероятно, но факт. И каждый актёр всегда готов прийти на помощь другому.
Каждый уголок театра занят и используется по назначению, а скрытых уголков в театре огромное количество. Снаружи театр выглядит маленьким, а если походить по закулисью, видишь, какой он на самом деле большой. Мебель в нашем театре всегда натуральная и часто даже антикварная. У нас на сцене всегда воссоздаётся эпоха, мы никогда не осовремениваем спектакли. У нас всё настоящее. И актёрам приятно и легко играть, находясь в исторически достоверной декорации в настоящих исторических костюмах. Хотя это сейчас не модно. Но мы никогда не стремились за модой. У нас всегда свой особый стиль. У нас есть мебель XVIII века. Мы всегда рады принять в дар от зрителей ненужные им предметы быта. Иногда это бывают очень старинные вещи. Мы им продлеваем жизнь, они играют в наших спектаклях.
Театр «У Моста» имеет свою актёрскую школу. Сергей Федотов воспитывает артистов по своей уникальной методе. Это практическое освоение систем Михаила Чехова и Ежи Гротовского. Федотов тщательно отбирает, бережно учит, воспитывает и продвигает молодёжь. Тогда, как в других театрах молодые актёры годами играют в массовках и исполняют «Кушать подано». В театре «У Моста» молодые артисты сразу получают роли, и играют в нескольких спектаклях.
В театре «У Моста» сложносочиненные спектакли Федотова построены по принципу многоэтажного дома. Каждая постановка интересна любому зрителю. Каждый зритель считывает для себя ровно столько, на сколько он способен. В этом смысле театр по МХАТовски ОБЩЕДОСТУПНЫЙ, поскольку близок, понятен как интеллектуалам, специалистам так и начинающим зрителям.
В театре «У Моста» не работают – СЛУЖАТ Искусству. Это действительно Храм. И артисты в этом Храме священнодействуют. Каждый спектакль играется как священный ритуал. Есть и свои особые ритуалы. Например, всегда за полчаса до спектакля артисты выходят «греть сцену». И в каждом спектакле есть свой ритуал. Перед спектаклем «На дне» Федотов окропляет ночлежников настоящей водкой. А перед «Калекой» островитяне приходят в лавку к тётушкам, и происходит ритуал поедания рыбы. Перед грузинскими спектаклями все танцуют лезгинку и пьют по бокалу Кинздмараули. Это особый театр, каждый спектакль – ритуал. И жить в этом театре надо каждый день священнодействуя. Оставляя обувь за дверьми, входить в Храм только с чистыми мыслями. Выдержать такое дано не всем, но выдержавшим честь и хвала и возможность улетать в неведомые космические пространства.
Чтобы оценить условия предоставдения услуг используйте QR-код
или перейдите по ссылке, наведя курсор на QR-код.