Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.06.2018

ТРИДЦАТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕАТРА «У МОСТА»

Готовимся  отметить 30-летие театра «У Моста». Наша съемочная группа  допущена  в святая святых – за кулисы мистического театра. В режиссерские и актерские лаборатории, швейные и художественные мастерские, в театральные цеха, наблюдаем процессы и репетиции, раскапываем архивы, читаем прессу, общаемся. Развеять мифы театра «У Моста»  не удалось! Мы просто все эти мифы испытали на себе.

ВРЕМЯ

Некоторые представляют жизнь актера очень просто: репетиция три часа утром, дневной отдых, вечером спектакль: аплодисменты, цветы, успех.

Актеры театра «У Моста» бывает работают и более 10-ти часов в сутки. В июне репетировали два московских режиссера Алла Чепинога и Владимир Берзин, соответственно, количество репетиций, возросло в два раза. А ведь еще ежедневный репертуар. Каждый день начинается с тренинга. Спектаклю всегда предшествует прогон. В перерывах между читками, прогонами и репетициями, актеры смотрят фильмы и слушают радиозаписи по теме спектаклей. Еще занимаются вокалом, танцами и йогой. Энергетические упражнения мастера йоги Евгения Труфанова не дадутся, если не отдаваться им полностью… Каждый спектакль завершается подробным разбором игры артистов, корректировкой звуковой и световой партитуры, работы декораторов и монтировщиков.

Ну, а теперь представьте, что театр дает 60 спектаклей в месяц…

Плюс к этому поездки на фестивали и гастроли. Только за этот сезон 12 фестивалей и 11 гастрольных поездок, причем впервые съездили в Грузию, Ирландию, Китай. А за 30 лет жизни театра 169 фестивалей, к этому еще более 200 гастролей! Пять Евро-турне по европейским столицам.

МЕСТО

Как им на все это хватает места? Во время фирменного фестиваля МакДонаха спектакли шли даже в новом фойе со стеклянной крышей. На радость дроздам, голубям и ласточкам, которые прилетали посмотреть на иностранных гостей из 20-ти стран.

Такое расширение пространства обусловлено невероятной востребованностью театра. Здесь самые дорогие театральные билеты в России и уже 30 лет каждый день – аншлаг. Репертуар постоянно множится, в нем сейчас более 40 спектаклей, спрос на них растет, не растет только количество квадратных метров. Потому что уже выросло. Когда в 1992 году театру «У Моста» передали здание бывшего клуба госторговли, оно было одноэтажным, имело только два кабинета и кинозал.

Они хорошо обжились, свили уютное гнездо, действительно построили настоящий театр-дом. Но даже нашей маленькой съемочной группе здесь было тесновато. Немудрено, что Художественный  руководитель и основатель театра Сергей Федотов задумал вернуться в свою альма-матер – и обратился к властям с просьбой передать им пустующее здание ДК Телта. Они теперь даже внешне похожи: шикарный и стильный  театр «У Моста» (даром, что исторически это – бывшая конюшня пожарной части) и золоченый дворец Правосудия (последнее предназначение ДК), помпезный, как дворец дожей у Шекспира.

Именно в ДК Телефонного завода 30 лет назад 7 октября 1988 года театр «У Моста» дал свой первый спектакль в зале на 100 мест , самостоятельно перестроенном артистами из пустующей лекционной аудитории. У зрителей последнего ряда головы упирались в потолок, и даже стоячие места были в большом дефиците, некоторые стояли на стульях у входа. Аншлаги сопровождали их с самого рождения.

Этот Театр заслужил расширения территории , как никакой другой. Начиная с 1992 года, он получает государственное финансирование, а зарабатывает прокатом своих спектаклей в два раза больше выделяемого бюджета. Во всем мире поискать такие театры, и вряд ли найдешь! Почти 30 лет вокруг театра толпятся недовольные зрители, не сумевшие попасть на спектакли. Если театр вернуть в свое первое здание, мы даже не можем представить, что это будет за ТЕАТР! В этом здании театр действительно станет Храмом, достойным своего предназначения – ХРАМА  ИСКУССТВА. А пока – это в лучшем случае часовенка, куда попадают лишь немногие избранные, кого вместит небольшой зал.

ДЕЙСТВИЕ

Каждое представление театра, как сеанс гипноза. На зрителя волнами направляется энергетическое  излучение. Спектакли наполняются энергией накануне. Это не просто репетиции – это ритуальное священнодействие, шаманство, реальное волшебство.

Сергей Федотов рассказывает: «Перед каждым спектаклем мы греем сцену, насыщаем ее энергией данного автора. Делаем специальный тренинг и обязательно надо на ней пожить, согреть своим теплом, какие-то житейские вещи должны сделать: обустроить свой уголок, перекусить , попить чаю, что- то в костюме подшить, или наоборот, если играем «На дне» что-то поджечь, порвать». Чаще всего такой «заход на сцену» заводит сам режиссер. В одном из интервью он говорил, что стал режиссером, потому что хотел  играть все роли  в своем спектакле. И  поверьте, он это делает! И делает виртуозно! Мы видели и даже засняли это для фильма! За час до «Женитьбы» он сыграл абсолютно все сцены, всех персонажей! Это была потрясающая импровизация! Он просто летал по сцене как «полоумный», неожиданно исчезал и появлялся в разных местах! Он куражился, придурялся, колдовал, словом на наших глазах сочинял и создавал фантасмагорию Гоголя. А на другой день, перед «Макбетом» он бешено носился по сцене с мечом! Нападал на рыцарей, устраивал страшные рубки, крушил железо, скрежетал зубами . Откуда у него столько энергии! Непонятно! Вот эта самая энергия и передается зрителям. И это самая настоящая, самая реальная магия театра «У Моста». Она неповторима и уникальна – потому что это мощь одного человека. От его голоса выпадают оконные рамы, от прикосновения руки взрываются граненые стаканы, от его взгляда гаснут свечи, разбиваются о стекло птицы, сгорают компьютеры и т.д. Но чаще он заряжает своей чувственной позитивной энергией своих зрителей. А знаете, каково их количество, если учесть что в театре идут более 500 спектаклей в год? Это больше 120 тыс. зрителей! Значит за 30 лет около 3 миллионов из 40 стран мира!!!

Ну и еще одна тайна: театр « У Моста» действительно родился у моста – у Камского моста, который до сих пор виднеется из окна самого первого театрального зала в том самом ДК Телефонного. Так не пора ли театр вернуть домой!

 

Варвара Кальпиди, продюсер, режиссер