08.11.2024
«Яма» Пермского театра «У Моста», или О первой древнейшей
Писать книги, снимать фильмы и ставить спектакли о жрицах любви сложно. Ибо можно либо впасть в слезливость и сочинить сладкую сказочку вроде «Красотки», либо удариться в порнографию, описывая перипетии жизни дам легкого поведения. Кстати, Куприна, автора «Ямы», как раз век назад в этом и обвиняли. Нет, на наш взгляд в повести нет ничего такого, но тогда рассказ о гулящих женщин в «двухрублёвом» публичном доме стал бомбой.
Что интересно, режиссёры и сейчас обращаются к этому произведению. В июне 2024 года состоялась премьера спектакля «Яма» Пермского театра «У Моста». Этот храм Мельпомены и Талии славится тем, что его создатель и режиссёр С. Федотов ставит спектакли исключительно в классической манере, не допуская постмодернизма. То есть, если вы идёте на «Старшего сына», вы увидите на сцене интерьер советской квартиры 1960-х годов, если на «Палачей» – то английский паб того же периода, если на «Макбета» – средневековый замок в Шотландии и т.д. «Яма» исключением не стала. На сцене была заботливо воссоздана обстановка борделя средней руки последних лет Российской империи: мягкая мебель, игривые картины на стенах, ковры, роскошные люстры или оранжевый абажур, делающий свет приглушённым, а атмосферу в зале – интимной. При этом декорации были многоплановыми: тут и гостиная в доме терпимости, и спаленка, и коридор, и даже (вот гениальное решение!) на балконе – комната бедного студента Лихонина.
Персонажи выглядели не менее достоверно. Вот представительница «руководства» борделя, а попросту экономка, Эмма Эдуардовна (Е. Пономарева). Актриса мастерски перевоплотилась в колоритную отстзейскую немку: белёсые ресницы, рыжие волосы, корсет, очки, великолепнейший немецкий акцент и потрясающе сыгранное чувство превосходства над вот этими «глюпими девошками». Проститутки одеты в стилизованное бельё начала XX века: сорочки, панталоны, чулки. В ту пору неглиже было преимущественно светлых оттенков, и, казалось, сложно сделать героинь непохожими, если все носят пастельные тона, бантики и кружева. Но в стайке весёлых девиц мы и по костюмам, и по манере держаться сразу выделяем четырёх главных героинь.
Вот гордая яркая Женька (Т. Улановская). Её корсет яркого бордового цвета отлично подчеркивает независимый характер героини. Тамара (В. Андросова) поначалу похожа на своих товарок по несчастью. Но постепенно замечаешь детали: чётки в руках (намёк на жизнь в монастыре) и пеньюар хорошего качества (осколок прошлой небедной жизни). Ну а эпизод, когда все девушки босиком, а она одна в туфлях на каблуках, очень чётко расставляет акценты. Сложно забыть и невзрачный наряд (серое платье и простой платок) злосчастной Любки, которую студент попытался сделать «честной». Такой костюм чётко отражает её положение деревенской девушки, бедной, неграмотной, глуповатой. Манька Маленькая (А. Леднёва) одета – точнее, раздета – «как все». Но этот персонаж отличается от прочих роскошной гривой белокурых волос и детской манерой речи, подсюсюкиванием, как выяснилось, фальшивым. Не так уж она проста и не так юна, как кажется на первый взгляд.
Сергей Федотов мастерски вёл зрителя к вершине. Сначала – знакомство с девицами и другими персонажами (репортёром, швейцаром, учителем и пр.), при этом первый акт закончился даже в несколько комическом ключе. Обольщение наивной Любкой её «рыцаря» Лихонина немало повеселило зрителей. Но чем дальше, тем более трагичным становилось повествование. Смолк смех, и на первый план вышли нынешние и прошлые беды «весёлых» девиц, которым, несмотря на название, было не совсем до веселья. Ну, а во время пронзительного и горького монолога Женьки в зале стояла тишина, люди боялись вздохнуть. Большинство из них в глаза не видели проституток и тем более не пользовались их услугами. Но трагическая судьба героинь нашла отклик даже в самых чёрствых сердцах. Казалось бы, какое нам дело до бед падших женщин, причём, столетней давности? Но эмпатия – великая вещь. Если мы можем сопереживать этим несчастным, жалеть их, значит, есть шанс, что с сексуальной эксплуатацией будет покончено хотя бы в наше время.
Екатерина Урзова
Портал «Musecube» (Москва)