01.09.2023
«Вий» – ужас бессилия
В последнее время юбилеи идут просто один за другим. Это и 300-летие Перми, и Пятый международный фестиваль МакДонаха, и, конечно же, 35-летие театра «У Моста». 35-й сезон окрестили сезоном рекордов: он принёс 12 гастролей, 12 лауреатских дипломов и 4 Гран-При. А впереди 36-й сезон с не менее плотным графиком. Нас ждут новые спектакли, новые города, переезд театра в новое здание.
Театр «У Моста» открыл сезон раньше всех в городе, и пошёл с козырей. «Вий» – знаковое произведение в жанре ужасов. Его называют самой страшной повестью Гоголя. Тут прямо-таки звёзды сошлись: мистический автор, мистическая повесть и мистический театр. Комбинация идеальная.
Сюжет разворачивается на украинском хуторе. Молодой священник Хома Брут (Алексей Улановский) становится жертвой панночки-ведьмы (Анастасия Леднёва). Защищаясь от колдуньи, он ненароком убивает её. На следующий день юноша узнаёт, что должен три дня отпевать девушку. Таким было её последнее желание. Даже в кратком пересказе история мрачная, а с фирменной подачей Сергея Павловича она превращается в настоящий хоррор, с чертями и фольклорными отсылками, как полагается.
Может возникнуть закономерный вопрос: причём же здесь Вий (которого, кстати, сыграл Сергей Филькин), если в центре сюжета находятся совсем другие персонажи? Действительно, Вий, как чудовище с тяжёлыми веками, недолго пребывает на площадке. Однако Вий не покидает сцену в другой форме – форме страха. Именно страх – главный враг Хомы Брута, и вокруг их противостояния построен весь триллер. От Панночки может спасти молитва, но вот против Вия, как концентрации всего ужасного и пугающего, мольбы оказываются бессильны. Его взор вызывает хтонический ужас, ощущение дикой мощи, против которой ты не в состоянии что-либо сделать.
Дополняет гнетущее ощущение бессилия и дислокация повести. Все жуткие события в ней происходят в церкви. В месте, которое должно быть защитным куполом от нечисти. Спектакль делает церковь мрачной, тёмной, непонятной. Со временем она лишь больше погружается в адскую вакханалию: тёмные углы святыни превращаются в проход для злобных тварей, а гроб – в безумный аттракцион восставшей из мёртвых ведьмы.
Стоит отметить и связь со славянской мифологией, грамотно перенесённую из повести на сцену. Различные приметы и поверья одновременно и работают на погружение, и служат двигателями сюжета. Так, на протяжении всей постановки слышится петушиный крик, по легендам отгонявший бесовскую силу. Несколько раз он спасает главного героя от гибели. Запоминается и совет одного из персонажей плюнуть ведьме на хвост через левое плечо – очень специфическое, и оттого интересное поверье. Отдельно нужно сказать о молитвах, звучащих из уст Хомы, а также о христианских ритуалах, показанных очень достоверно. С ними контрастируют проклятья, которая Панночка выкрикивает в дьявольском экстазе.
Спектаклю удаётся быть жутким, щекотать нервы зрителя. И такие спектакли – то, за что любят театр «У Моста».
Даниил Метель