16.06.2022
«Вий» театра «У Моста»: леденящая кровь вакханалия
Настоящим открытием для меня в этом театральном сезоне стал Пермский театр «У Моста». На прошлой неделе этот авторский театр, приехавший на гастроли в столицу, представил на сцене Театра Луны свой мистический триллер «Вий» по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя.
Литературный язык Гоголя удивительно богат и многогранен, помимо бытовых зарисовок из жизни украинского хутора повесть изобилует описанием мистических сцен и нечисти – было любопытно, сможет ли режиссёр передать на сцене атмосферу жути и страха. Задача не из легких, но режиссёр Сергей Федотов успешно справляется с такими головоломками, недаром театр «У Моста» славится своим «мистическим амплуа». Можно сказать, именно мистика на сцене – специализация театра.
В отличие от многих трупп, стремящихся осовременить спектакли и перенести их в «наше» время, театр «У Моста» ставит классические версии пьес и всегда строго придерживается этого принципа. Герои постановок соответствуют своей эпохе, при этом классические произведения в интерпретации Сергея Федотова совершенно лишены запаха нафталина: они не устаревают, не надоедают и не теряют своей актуальности, а потому его спектакли с успехом идут долгие годы.
С самого начала происходящее на сцене погружает зрителя в мир и колорит украинской глубинки: мы узнаём украинскую речь, когда слышим разговор мужчин – богослова Халявы, филосОфа Хомы Брута и ритора Тиберия Горобца. Тёмна украинская ночь – три заблудившихся бурсака ищут кров в надежде, что их ещё и покормят, и, когда ночевка в степи уже кажется неизбежной, они забредают на одинокий хутор.
Сгорбленная, весьма неприветливая «бабуся» после долгих препирательств разрешает странникам переночевать.
Друзей, согласно условию хозяйки, размещают в разных местах, Хоме Бруту достаётся место на лавке во дворе. Знал бы филосОф, чем обернется для него этот вожделенный отдых! Ночью на хуторе происходит странное: «бабуся» то и дело беспокоит Хому, не даёт уснуть, пугая своим внезапным появлением во дворе, а потом и вовсе оказывается ведьмой, выбравшей жертвой беспечного бурсака. Хома попадает под действие колдовских чар и, словно племенной рысак, подчиняясь неведомым силам, несёт ведьму на своих плечах через поля и реки, испытывая при этом томительно-сладкое наслаждение. Но годы учебы в бурсе не прошли даром: пребывая в состоянии пьянящей эйфории, Хома пытается анализировать свои чувства – ему и страшно, и сладко, но больше страшно; Хома начинает неистово молиться, и о, чудо – чары спадают, а старуха, потеряв волшебную силу, превращается в прекрасную девушку…
…Спектакль «Вий» мистическим образом очаровывает зрителя, который заворожённо и безотрывно наблюдает за разворачивающимися на сцене событиями.
Режиссёру и артистам настолько тонко и полно удаётся передать атмосферу украинской деревни, что невольно чувствуешь себя участником событий: слышишь запахи деревенского двора, томишься и млеешь от жара знойного летнего солнца и, кажется, ощущаешь вкус обжигающей горло домашней горилки и запах свежего огурца с зелёным луком на закусь.
Простодушный деревенский юмор выпивающих казаков сменяется напряжёнными психологическими моментами внутренней борьбы Хомы Брута: казавшийся поначалу простоватым любителем кутежа, он на поверку оказывается куда более глубоким персонажем, который с философским смирением принимает судьбу как наказание за прошлое беспутство.
Особыми сюжетными линиями проходят роли Параски и Панночки – обе героини очень яркие и характерные, но при этом такие разные: тёплая, такая «кровь с молоком», кухарка Параска, и тонкая, пугающая своей холодной красотой Панночка – они постоянно противопоставляются друг другу, как свет и тьма, как противоборство веры в свет и искушения тёмного мира, которые испытывает филосОф.
Хочется отметить интересное художественное оформление спектакля: свет искусно обеспечивает постепенную смену дня и ночи и расставляет смысловые акценты; декорации просты, но многозадачны: дощатые ворота в центре сценического пространства одновременно используются как атрибут деревенского экстерьера и фон для дневных событий – они служат условной границей, разделяющей потусторонний и реальный мир.
Особую реалистичность создали звуковые эффекты: шорохи, скрипы, кудахтание кур, крики петухов, завывания собак.
Бедой многих спектаклей является излишне затянутое первое действие, в течение которого зритель то задремлет, то, ловя моменты оживления на сцене, встрепенётся. «Вий» полностью овладевает вниманием, и внезапно наступивший антракт вызывает внутренний протест: как же так, почему пауза на самом интересном месте?!
Выступая перед началом спектакля с вводным словом, Сергей Федотов отметил, что каждый раз «Вий» вызывает разные эмоции: иногда он смешной, иногда – страшный.
Мне было и смешно, и страшно: и даже зная сюжет, пару раз я дернулась от неожиданности – спектакль в полной мере оправдал заявленный жанр мистического триллера.
Сцена последней ночи пребывания Хомы Брута в церкви стала кульминационной: мы видим летающую в гробу Панночку в широком саване с распущенными, развивающимися волосами, и мечущуюся в поисках Хомы нечистую силу – бесформенные, как будто бесплотные тени, сносящие всё на своём пути в стремительном, хаотичном движении. Вся эта демоническая вакханалия сопровождалась завораживающей мелодией (знакомой нам как финальный вокализ из кинофильма «Господин оформитель» композитора Сергея Курёхина) – леденящее кровь зрелище, от которого буквально мороз шёл по коже!
И как не укреплялся Хома Брут в своей вере и стойкости – всё же человек слаб и, поддавшись искушению, филосОф обрёк себя на погибель от нечистой силы.
Успех спектакля был бы невозможен без блистательной игры актёров: каждый в своей роли был органичен и великолепен, но мое сердце покорил неподражаемый Хома Брут в исполнении Василия Скиданова.
Театр «У Моста» имеет множество наград и признаний: неоднократный номинант и обладатель «Золотой маски», лауреат премии «Звезда театрала», чемпион Индийской театральной олимпиады, участник 209 международных фестивалей и обладатель 45 гран-при зарубежных фестивалей.
«У Моста» широко известен в Европе и заслуженно претендует на звание единственного в мире мистического театра.
Его репертуар чрезвычайно разнообразен и включает: гоголевский цикл («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Башмачкин», «Игроки», «Женитьба», «Ревизор»), булгаковская триада («Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Собачье сердце»), шекспировский цикл («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Макбет»), чеховский цикл («33 обморока», «Чайка», «Три сестры»), спектакли по отдельным пьесам разных авторов («Свадьба Бальзаминова» А. Островского, «Шельменко-денщик» Г. Квитко-Основьяненко, «Трактирщица» К. Гольдони, «Самоубийца» и «Мандат» Н. Эрдмана, «Идиот» Ф. Достоевского, «Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина, «На дне» и «Васса» М. Горького, «Мефистофель» Д. Нигро, «Запах» Р. Фамиляри, «Сансара» О. Богаева), музыкальные постановки рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» А. Рыбникова и многие другие.
Театр посетил с гастролями около тридцати стран мира и воистину является драгоценной жемчужиной в театральной короне России.
«У Моста» – название, которое обязательно нужно запомнить российским театралам, чтобы не пропустить следующие гастроли театра, а любители путешествий по России могут отметить для себя ещё одно место для обязательного посещения в Перми. Я так и сделала!
Ирина Прико
Портал «MUSECUBE»