Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.12.2024

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: магия Рождества

Волшебная рождественская ночь ещё впереди, но, кажется, что дух Рождества уже повсеместно витает в воздухе! Уверен, не ошибусь, утверждая, что в эту пору каждый из нас, независимо от возраста и жизненного опыта, стремится вновь, как в детстве, поверить в то, что чудеса возможны!

И, хотите – верьте, хотите – нет, но это действительно так! Убедиться в этом легко, стоит лишь побывать на спектакле «Вечера на хуторе близ Диканьки» в театре «У Моста».

Полагаю, нет нужды пересказывать сюжет, ведь повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая легла в основу спектакля, известна каждому, кто хоть немного знаком с литературой. А уж давним поклонникам театра сюжет спектакля знаком и подавно! Поэтому остановлюсь на некоторых особенностях постановки, которые, как мне кажется, составляют секрет её успеха и долголетия.

Режиссёр и художественный руководитель театра Сергей Федотов остаётся неизменно верным своим художественным принципам. В эпоху постмодернизма, когда многие его коллеги без колебаний «выворачивают на изнанку» классические произведения, пытаясь менять смысловые и эмоциональные акценты, стремясь переосмыслить и эклектически перемешать жанры и формы, Федотов, напротив, бережно сохраняет дух и стиль оригинала. Он с уважением относится к каждому слову, к каждому штриху, находя в них живую нотку, созвучную современному зрителю. Его искусство – это не просто интерпретация, а виртуозная работа с первоисточником, в которой традиция и современность сливаются в одно целое, создавая яркое полотно сценического действа. Под его руководством театр становится местом, где классика не стареет, а обретает новые грани, оставаясь актуальной и незыблемой одновременно.

Именно поэтому, спектакль представляет собой увлекательное путешествие в царство гоголевской магии и народных традиций. Здесь нет места режиссёрскому «я так вижу», вместо этого вы в буквальном смысле переноситесь в мир Гоголя.

Способность актёров передать дух эпохи и национальный колорит заслуживает особого упоминания. Каждый из них, оживляя на сцене своего персонажа, не только ярко передаёт его характер, но и сохраняет богатство и музыкальность гоголевского языка. Лёгкость и непринуждённость драматической игры сочетаются с незаурядными вокальными данными актёров, и народные напевы в их исполнении звучат естественно и убедительно.

Как и Гоголь, Федотов восходит к древнему обряду колядования, неотъемлемо вплетённому в ткань всего спектакля. Этот ритуал становится основой для создания многослойной композиции, где каждый элемент воссоздаёт антураж праздника. Атмосфера весёлого народного гуляния царит на протяжении всего спектакля, буквально заряжая зрителей своей неуёмной энергией.

В постановке Сергея Федотова бережно сохранены и элементы традиционного рождественского вертепа, который также оказал влияние на структуру повести Гоголя.

В вертепных действах с одной стороны разворачивались религиозные сюжеты, сопровождаемые распевами церковных рождественских гимнов, а с другой – царили комические сценки из народной жизни.

Среди традиционных персонажей вертепа, помимо Богородицы и младенца Иисуса, выступали Чёрт, Баба, Дьяк, Пан Голова, Кум, Красавица и другие. Каждому из них присущи яркие характерные черты: Чёрт – злой и вредный, Баба (Солоха) – хитрая и изворотливая, Красавица (Оксана) – гордая и неприступная, Голова – глупый, Кум – пьяный, Дьяк – похотливый и т.д. Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Вакула) — смелый и смекалистый, он всегда выходил победителем во всех ситуациях.

Так, через призму этих фольклорных типажей, спектакль Федотова, как и повесть Гоголя, образует уникальную палитру, в которой возвышенное и священное (церковные рождественские песнопения) соседствуют с комическим (сам сюжет), создавая неповторимый колорит народной рождественской традиции.

Важной составляющей спектакля является музыкальное сопровождение, которое не только задаёт тон постановки, но и углубляет эмоциональную палитру происходящего. И в контексте этого нельзя не отметить работу музыкального руководителя театра Олеси Егоровой. Именно благодаря её профессионализму и мастерству церковные песнопения и весёлые колядки в исполнении драматических актёров обретают в спектакле удивительную органичность, контрастируя, но, не противореча друг другу, дополняя и усиливая праздничную атмосферу.

Всё это делает «Вечера…» зрелищным и увлекательным спектаклем, настоящей рождественской сказкой, которая радует нас и заряжает оптимизмом, заставляя поверить, что чудеса действительно возможны!

 

Павел Гурд