Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

26.03.2018

«У Моста» показал на своей сцене гибель семейства Головлевых

Театр «У Моста» умеет работать с трагедиями. В его репертуаре есть бессмертный Шекспир, «Квазимодо», «На дне» – шедевры классической драмы. А какую вы помните самую страшную, темную, печальную историю ещё со школьной скамьи? Для многих это роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Сергей Федотов решился поставить спектакль точно следуя настроению романа, получилось очень любопытно и жутко. 

«Головлевы» – это история гибели семьи, история сломленных судеб и погрязших в пороках людей. Поэтому говорить нужно о героях трагедии. 

Арина Петровна. Глава семейства, властная тираничная женщина. Она умело руководит семейными финансами, преумножая капитал. Она черства и жестока. Собственные дети для нее – обуза, «лишние рты». Так Головлева выгнала дочь из дома и «бросила» ей самый плохой кусок земли. Мужа она презирает за его пристрастие к алкоголю и срамным стишкам, сына Степана заперла как зверя в клетке, Павла считает глупцом. Единственный человек, которому симпатизирует мать семейства – сын Иудушка, за его умение наушничать, говорить то, что хочет слышать мать. Марина Шилова, железная леди «У Моста», прекрасно отыграла эту роль, раскрыв нам образ героини, показав не только её прагматичность, черствость, но и запоздалую заботу о детях и внуках, даже любовь к ним и страх перед Иудушкой. Арина Петровна – человек дела, ей не свойственны душевные терзания, она не жалела ни себя, ни детей, поэтому Иудушка смог прибрать власть в свои руки. 

Иудушка. Младший сын Арины Петровны, а также её любимец. Характер этого героя передан Андреем Воробьевым настолько точно, что при каждом появлении Иудушки на сцене невольно пальцы сжимается в кулак из-за нахлынувшего приступа ненависти. Порфирий готов на всё, чтобы преумножить свой капитал, для него не существует семьи, дружбы, любви. Он лжет матери, заискивает перед ней, доводит до смерти, лишает всего самых близких, мы можем только с ужасом догадываться, какие ещё неописанные зверства он совершил. И всё же есть у федотовского Иудушки слабое место: его набожность, страх перед сверхъестественным. Этот нюанс театр «У Моста» обыгрывает в свойственной ему мистической манере. 

Мне бы хотелось отметить ещё игру Анны Васильевой и Марии Новиченко. Через их героинь (Любоньку и Анниньку) особенно хорошо видно, как семейство Головлевых медленно, но верно гниёт изнутри, убивает самое лучшее. Первое появление сестер окутано домашней теплотой, они смеются, едят конфеты, мечтают о будущем. Совсем скоро их, молодых и наивных, ссылают в захолустное имение матери. Девушки полны сил и энергии, а потому вырываются из душного Головлева, но жизнь к ним оказывается жестока, а дядя отказывает в помощи. Так они оказываются забытыми всеми, брошенными, обреченными на жизнь хуже смерти.

После просмотра трагедии хочется уйти в себя и думать-думать о себе, о судьбе, о жестокости мира.

 

Анастасия Ткаченко

Газета «Перемена Пермь»