Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

09.10.2021

Сергей Федотов о современном региональном театре для журнала «Сноб.»

В Москве до 13 декабря проходит фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Одна из его задач – обратить внимание на современный региональный театр и тех, кто его делает. Режиссёры – участники фестиваля разных лет рассказали «Снобу» об особенностях репертуара, актёров и зрителей в провинциальных театрах.

<…>

В Пермском театре «У Моста» работает Сергей Федотов – человек, который открыл для России Мартина МакДонаха и поставил почти все пьесы драматурга. Его театру нет аналогов в столицах – это мистический театр, одновременно сказочный и натуралистичный, где актёры не просто играют, а колдуют своей игрой.

Сергей Федотов рассказал «Снобу» о том, как живёт сегодня региональный театр. Для режиссёров это дом, а не что-то далекое и экзотическое. Сергей Федотов – участник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» в 2018 и 2020 гг.

“Между столичными и региональными театрами огромная разница. И дело не в том, что одни лучше, а другие хуже. Есть и всегда были провинциальные театры, которые сильнее московских. Артисты здесь тоже есть более мощные. Репетировать с актёрами региональных театров в разы легче; в столицах это почти бессмысленный процесс, потому что играть всё равно будут по-своему, как привыкли, там сложнее провести свой замысел.

Региональный театр отличает, в том числе, само место, его атмосфера, воздух. Никогда я не поставлю в Польше или Эстонии так, как в России, или в Воркуте – как в Перми. Но в выборе репертуара есть общий критерий – это всегда мистический материал, и выбираю я его тоже мистически. Точнее, он подбирается сам, просто вдруг возникает сама собой та или иная пьеса. Например, я случайно увидел спектакль в Праге по Мартину МакДонаху, о котором раньше даже не слышал, и загорелся этим автором. В итоге поставил семь его пьес, хотя прежде работал в основном с классикой. В другой раз на гастролях в БДТ приснилось, что надо срочно ставить «Хануму». Вот так это происходит, интуитивно. И в зрителе эти спектакли потом находят большой отклик.

В Перми особая публика. Парадоксально, но она более требовательная, чем в Москве или Петербурге. Там зрители всегда в восторге, что бы ни было. Здесь же устраивают стоячую овацию, только если спектакль прошёл на самом высоком уровне. Предпочтений по жанру я не вижу – охотнее всего идут просто на что-то настоящее, откровенное, честное. Если классика – то это классика, без постмодернизма, где Гоголь – это Гоголь, а Достоевский – это Достоевский. Очень ценятся спектакли, на которые можно приходить всей семьей, приводить детей и не бояться. Такие постановки живут долго и всегда идут с аншлагом. Я знаю людей, которые по 20, а то и по 40 раз смотрели «Женитьбу», «Зверя», «Вия», «Мастера и Маргариту».

Важно не замыкаться внутри своего театра. Я внимательно слежу за тем, что происходит в Европе, в Москве и Петербурге, много езжу по зарубежным фестивалям. Честно скажу, когда соотношу свое понимание театра с тем, что вижу там, думаю, что делаю более правильный театр, потому что забывают уже про Станиславского, про Михаила Чехова, про русский психологический театр. Разучились им заниматься. Всё захватил постмодернизм. Когда приезжаем за рубеж, наш театр там называют авангардным, и многие артисты даже в Москве и Питере признаются, что уже не смогут так играть, как наши.

Думаю, театру необходимо много ездить. Гастроли, фестивали, признание – это очень важно для артистов. Мы существуем 34 года, и за это время объехали более 200 фестивалей, на гастроли выезжали почти 300 раз, получили больше 40 Гран-При международных фестивалей. Но это не повод успокоиться, наоборот. Каждый выезд, каждый фестиваль – проверка на прочность и ещё один шаг к славе. Сыграешь плохо – больше не позовут, поэтому надо стараться всегда быть лучше всех”.

 

Материал подготовили Ольга Егошина, Ксения Стольная

Портал журнала «Сноб.»