31.10.2023
«Старший сын» театра «У Моста» в Москве
Пожалуй, меня можно смело причислить к огромной армии фанатов Пермского театра «У Моста» под руководством Сергея Федотова. А ведь я даже ни разу ещё не была в Перми. Благо, театр – частый гость в Москве, благодаря чему возможность приобщиться есть и в столице. Во время каждого из этих скоротечных «гастрольных туров», как правило, состоящих из 3-х спектаклей, я стараюсь побывать хотя бы на одном.
Ну, а в этот раз я выбрала спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Было очень интересно, какими предстанут герои, особенно старший Сарафанов. А ещё очень хотелось хоть одним глазком заглянуть в мир моих родителей, тот мир, в котором они жили до появления меня. Вот такая была ещё мечта – почувствовать «дух» того времени.
И знаете, получилось! Старенький диван, мягкий свет, растянутый по стене ковёр. Нет, не шерстяной и с цветастым узором, как было уже в моём детстве в 80-е, а старенький, тоненький, имитирующий гобелен. А ещё звуки радио, разливающиеся по пространству сцены – всё вместе создавало немного аскетичную, но такую ламповую атмосферу, что мне самой захотелось со всеми вместе посидеть за этим столом, покрытым скатертью, или на том диване под «гобеленом».
Но больше всего мне не терпится рассказать о героях. Ключевых фигуры две.
Андрей Григорьевич Сарафанов. Играет его Илья Бабошин. И этого старшего Сарафанова невозможно не полюбить! Да, он немного нескладный, временами наивный и застенчивый, временами смешной и нелепый. Но при этом не только воспитавший один двоих детей, но и любящий их такой самоотверженной любовью, что просто не мыслит своей жизни без них. Пусть он не всегда их понимает и не всегда может помочь, но любит! И сразу понятно, почему Володя Бусыгин (Дмитрий Мурзаев), с лёгкой руки своего приятеля Сильвы (Артём Пицык) назвавшийся старшим сыном, не смог, едва забрезжило утро, покинуть, как намеревался, приютивший его дом и эту семью. Володя сам отчаянно нуждался в таком вот любящем отце. А уж любви на него сразу же вылил Сарафанов столько, что мало кто устоит перед подобным натиском. Сарафанов и остальных детей любит так же, просто им уже приелось, устали они от такой отеческой любви, захотели свободы и самостоятельности.
Другое дело Володя. Я вообще думаю, что в Володю Вампилов вложил и свою собственную неудовлетворённую потребность в отце, писал, что говорится, по живому. И вот честный и эмпатичный Володя мгновенно залип, впечатался в семью Сарафановых, став одной из деталек этого единого механизма. Дмитрий Мурзаев играет Бусыгина проникновенно, досконально демонстрируя все эмоции и переживания героя. Что называется, на лице всё написано. И невозможно не испытать симпатию к этому парню. Хорошему, правильному. Невозможно осуждать его за случайный обман, ведь он гнетёт и его самого.
То ли дело Сильва (Артём Пицык). Этого ничто не гнетёт! Ничто не печалит. Но и с этим героем не всё так просто. Возможно, таким вот поверхностным делает его тень собственной печали из-за непростых отношений с отцом. И это лишь укрепляет в мысли, что в этой истории так или иначе травмирован каждый, каждый носит внутри свою боль. Боль, которая и заставляет отгораживаться от всех, даже от близких. И если боль Васеньки (Виталий Швец) лежит на поверхности, то боль Нины (Татьяна Улановская) спрятана так глубоко, что кажется, она и сама её уже не замечает. Но внезапное появление «старшего сына», а заодно и «старшего брата», словно катализатор, запускает мощнейший процесс очищения, сдирающий защитную коросту с души каждого из Сарафановых. Они словно бы выбираются каждый из своей «спасительной» скорлупы, наконец-то открываются и устремляются навстречу друг другу, осознав, что семья и атмосфера любви, которую создал им отец, и есть самое ценное в жизни. И что это и есть единственно надёжный фундамент их будущей жизни. Как тонко подводит к этому режиссёр. Как трогательно.
Сарафанов, выбегающий вдруг в нелепой шапке и с этим чайником в руке – кульминационный момент, точка невозврата. Не смотря на то, что в воздухе уже витает предчувствие неизбежной катастрофы, зал безудержно смеётся, уж очень комичен Сарафанов с этим своим чайником. В спектакле вообще много смешных моментов. Сергей Федоров интуитивно нащупал самый эффективный путь к сердцу зрителя. Смех вызывают и наивные фразы, и порывистые поступки Василия (как же классно прописан образ этого, пусть и страдающего от первой любви, но всё таки подростка).
А ещё волны хохота сотрясают зал с появлением Дениса Иванова, играющего жениха Нины. И удивительное дело, этот явный антипод Владимира не вызывает скуки и желания отстраниться, как во всём известном фильме, а лишь добрый смех и сочувствие. Ну, не дано человеку. Но ведь искренний!
И только соседка Наталья (Анастасия Перова) оказывается особняком. Одинокая, боящаяся близости и жаждущая её. Но и она, крайне обескураженная и смешная в сцене после пожара, словно бы понимает, что никуда ей от Сарафановых не деться. Потому что семья – это главное. Настоящая семья. Главное и самое правильное, что может случиться с человеком.
Сходите в театр!
Ольга Сорокина (Москва)