Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.10.2023

«Старший сын» театра «У Моста» в Москве «На Страстном»

Так получилось, что нынешний год проходит у меня под знаком Вампиловского «Старшего сына». Трижды я смотрела эту пьесу в постановках разных театров, а в промежутке между первой и второй освежила в памяти гениальный фильм. Третьим спектаклем стал «Старший сын» Пермского театра «У Моста», театра так полюбившегося москвичам, что уже два и даже три раза в год пермяки к нам приезжают, а зрители всё не насытятся. Более того, количество поклонников растёт как снежный ком. И именно пермский спектакль сподвиг меня на раздумья. Может количество в качество перешло, но скорее всего именно этот спектакль пронзил душу своей кажущейся незатейливостью и провинциальной достоверностью. А ведь внешне абсолютно рождественская история – американцы ещё до этого сюжета не добрались, а то бы сняли трогательную мелодраму о потерянных детях. Но Вампилов писал «Старшего сына» о другом. И именно спектакль Пермского театра «У Моста» добирается до самой сути этой истории, рассказывающей о любви, доверии, потерях, находках, надежде и расставании.

Люблю я спектакли Федотова за то, что они не приманивают яркими фантиками, за приглушённые тона декораций, внимание к мелочам, неяркий свет, за доверие к зрителям и за достоверность происходящего на сцене. Даже иногда кажется, что не пьесу смотришь, а в замочную скважину за соседями подглядываешь.

«Старший сын» – абсолютно Федотовская постановка. Визуально неяркая, без необоснованных выплесков эмоций, но с такой внутренней пружиной, что, кажется, спусти курок и сметёт театральный зал вместе со зрителями.

А ещё я люблю Пермский театр «У Моста» за его актёров. Раньше было популярно выражение «человек из народа» для характеристики персонажей. Так вот все Федотовские актёры «из народа». Даже кажется и не играют они роли вовсе, а рассказывают о себе. О себе, о своих близких, своих любимых, рассказывают о своей, именно о своей, жизни. Рассказывают негромко, иногда замолкая, вроде как вспоминая детали полузабытого.

Виталий Швец в роли Васеньки. Раньше этого актёра не видела. Но абсолютное попадание. Бывает безотцовщина, а Васеньку бросила мать. Вот и растёт он с трёх лет в поисках материнской любви, потому и влюбляется в женщину намного старше себя. А его зрелая возлюбленная в исполнении Анастасии Перовой. Да у каждого в доме найдётся такая разочаровавшаяся в жизни, разочаровавшаяся в мужчинах соседка, но в глубине души прячущая даже от себя надежду на счастье.

В роли Бусыгина Дмитрий Мурзаев. Это вообще отдельный разговор. Кажется, он играл во всех спектаклях театра «У Моста», что я видела. Всегда разный, но всегда узнаваемо точный. И всегда очень трогательный. А Владимир Ильин наоборот вроде бы во всех ролях одинаково основательный, уверенный в себе мужчина, но даже из крохотной роли соседа создающий яркий образ, притягивающий взор.

Петь дифирамбы Пермскому театру «У Моста» я могу долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

 

Елизавета Ефремова (Москва)