07.11.2023
«Старший сын» Пермского театра «У Моста»: старые песни о главном
Пермский театр «У Моста» давно полюбился московскому зрителю. Каждые его гастроли в столицу – большое событие в театральной сфере. В этом октябре, как ни странно, обошлись без МакДонаха, хоть и создатель театра Сергей Федотов является главным популяризатором ирландского драматурга на российской сцене. Театр привёз три спектакля: «Юнона и Авось», «Старший сын» и «ПЕРВЫЙ ВАРИНАТ Вассы Железновой». Все три постановки были представлены публике на сцене театрального центра «На Страстном».
25 октября московский зритель увидел спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын» – сдержанный, классический и уютный. Сергей Федотов всегда начинает показ с личного приветствия, сокращая дистанцию между создателями постановки и публикой, делая акцент на том, что его театр не стремится осовременивать классику и экспериментировать. Это не звучит, как шпилька в адрес новаторов театральной сферы, а скорее как напоминание о том, что «У Моста» прочно занял свою, особую нишу, и равных ему в ней, пожалуй, что нет.
«Старший сын» – одна из лучших пьес Вампилова о доброте, искренности, человечности. О том самом человеке эпохи оттепели, который живёт с чувством благодарности за мир в тени совсем недавно отгремевшей страшной войны. Именно поэтому люди оттепели так стремятся к миру, хотя бы внутри себя, своей семьи, внутри как минимум маленького провинциального городка, где разворачиваются события этой истории.
И эта эпоха у Федотова тоже становится как будто своим героем: ещё в фойе (ведь театр начинается с вешалки!) звучит музыка 1960-1970-х годов, вызывая щемящее чувство ностальгии даже у тех (удивительно!), кто никогда в том времени не бывал. А лаконичные и очень реалистичные декорации даже не кажутся декорациями – как будто мы вместе с Бусыгиным и Сильвой тоже оказались в гостях у Сарафановых: под мягким светом абажура, среди деревянных настенных безделушек, с таким же яростным желанием быть кому-то нужным.
Ведь на самом деле пьеса не о том, как двое прохвостов обманули доверчивого старика, и даже не о том, как легко принять желаемое за действительное, и не о том, как одна случайная встреча может изменить судьбу (мы не знаем, как сложатся отношения Бусыгина и Нины, Вампилов даёт нам открытый финал любовной линии этой истории), а скорее о том, как притягиваются друг к другу одиночества. О том, что человек человеку в первую очередь брат, а не волк.
И конечно, в этой пьесе есть место юмору, совершенно искреннему. Обычно Васенька, младший брат Нины, не самый яркий в спектакле персонаж, но только не здесь, не в исполнении Виталия Швеца. И обаятельнейший в своей наивности ещё один второстепенный герой, который зачастую затрагивается постановщиками как-то мимоходом – курсант, несостоявшийся жених Нины, в исполнении Дениса Иванова.
Театр «У Моста» был и остаётся театром, в котором мастерство актёра будет всегда на первом плане. Но чтобы достать из актёра такую органику и искренность, режиссёру нужно немало потрудиться. А что в итоге: труды не проходят даром. Зритель, растроганный до глубины души, непременно отблагодарит криками «браво» и нескончаемыми стоячими овациями.
Юлия Зу