31.10.2021
«Сиротливый Запад» – спектакль о вере в человека
За плечами театра «У Моста» четыре Международных фестиваля Мартина МакДонаха. Для пермского театра это большое достижение. Его стены видели более 100 постановок пьес ирландского драматурга: от Казахстана и Беларуси до Ирана, Чехии и Ирландии.
Сергей Федотов открыл МакДонаха для России в 2004 году, поставив пьесу «Сиротливый Запад». Он первый заметил глубину, силу, уникальность и философичность пьес Мартина МакДонаха и смог передать это в своих спектаклях.
До сих пор в театральном мире существует некое негласное соревнование между режиссёром и драматургом. Кто главный? Драматург, написавший и сочинивший пьесу со всеми характерами, диалогами и атмосферой или режиссёр, оживляющий мир драматурга, переносящий его текст в реальность? Мартин МакДонах требует, чтобы не было никаких отступлений от текста. И у Сергея Федотова всё именно так: никаких постмодернистских сюрпризов.
Всё потому, что Федотов оперирует смыслами. Для него все составляющие спектакля (музыка, свет, игра актёров, декорации) служат одной цели – рассказать подлинную историю.
«Сиротливый Запад» – это одна из самых грустных пьес МакДонаха. В центре сюжета два брата – Вэлин (Илья Бабошин) и Коулмэн (Владимир Ильин), которые только что похоронили отца. Священник, сомневающийся в своей вере, и девушка-школьница (Мария Баландина), незаконно торгующая спиртным.
Уже в первой сцене обстановка дома говорит о том, насколько хозяевам плевать на свою жизнь. Два дежурных распятия – над камином и у входной двери – скорее как дань сложившемуся порядку вещей. Серая старая мебель, ощущение сырости. На этом фоне диалоги героев выглядят эпитафией: каждая фраза умирает, не успев заполнить собой пространство дома.
Мы в лоб сталкиваемся с сущностью провинции вообще: узколобостью, ограниченностью, необразованностью, бедностью, бесчувственностью. Мы рефлексируем это через отца Уэлша (Валерий Митин). Как и он мы находимся как бы снаружи истории, в то время как братья Вэлин и Коулмэн находятся внутри и до конца не осознают своего положения.
Валерий Митин показал сложный характер человека с высокими идеалами, душе которого тесно в границах своего прихода. Из всех героев он самый человечный, и человечность его выражается в том числе и через порок. Алкоголь в этом контексте выступает как извращенная противоположность церкви. Выпивка уводит от реальности так же, как в каком-то смысле вера. Разница в том, что и Уэлш это понимает, что вера способна вести за собой, а алкоголь нет.
То, что отец Уэлш не видит в себе, видит Гёлин (Мария Баландина) – дерзкая девушка, торгующая спиртным. Очевидно, что в ней МакДонах обозначил собирательный образ безысходности молодежи в глубинке. Условия жизни и обстоятельства предприимчивость превращают в циничность. Но при этом Гёлин удается сохранить чистоту – и она прорывается сквозь грубость и пошлые шутки. В образе Гёлин мы видим, на что способна любовь. И это важно, потому что в итоге именно любовь – это своего рода сверхцель спектакля.
Братья Вэлин и Коулмэн любому диалогу предпочтут драку. В каждой их фразе, сказанной друг другу, чувствуется яд. Казалось бы, их ничего не связывает. Вэлин подписывает свои вещи буквой «V». Коулмэн делает мелкие пакости. Сцена же примирения разоблачает нутро каждого из них: Вэлин оказывается чувствительным, добрым и по-детски наивным. Выросший без любви, он не знает, как дать её брату. Капитализм сделал вещи продолжением «Я». И поэтому он дарит Коулмэну всё, что у него есть. «Дарю тебе себя».
Мы видим, насколько Вэлину не хватает брата. И понимаем, что его поведение по отношению к нему – всего лишь зеркальное отражение поведения самого Коулмэна.
Владимир Ильин в образе Коулмэна пугает внутренним спокойствием и тишиной. Внутри него словно ничего нет. Всё хорошее, что у него было, он спрятал глубоко-глубоко. Неслучайно он говорит брату, что ссоры показывают, что ты неравнодушен. Он настолько не понимает свои эмоции, что каждую превращает в злобу. Он не умеет справляться с переживаниями и поэтому выплескивает их вовне.
Показательно то, что единственный момент, когда братья в чем-то соглашаются, – это пожелание смерти девочке из спортивной команды соперников. В этой сцене мы видим, во-первых, традиционный провинциальный характер: нечувствительность и безразличие к тому, что меня не касается. Во-вторых, отсутствие эмпатии, которая, в свою очередь, невозможна при отсутствии любви.
Кульминация спектакля – сцена, где отец Уэлш обваривает руки в расплавленных статуэтках святых. Не в силах больше терпеть душевную боль, он превращает её в физическую. И в этом он идёт до конца. Его вера из божественной превращается в общечеловеческую. Абстракция обретает форму. Он решает поверить в людей, и уже сам этот факт делает их лучше. Его вера в Вэлина и Коулмэна оставляет надежду и зрителю. Луч, который освещает всё, что скрыто во тьме. И после спектакля это чувство веры остается внутри. Как гарант того, что в жизни есть свет.
Дарья Ворончихина