Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.01.2019

«Рождественские встречи» с «Мефистофелем» в театре «У Моста»

В Пермском театре «У Моста» завершились два знаменательных события: мировая премьера спектакля «Мефистофель» по пьесе Дона Нигро и традиционные «Рождественские встречи» – экскурсии по закулисью, общение с актерами и посещение «комнаты ужасов». Всего за 15 дней проекта было дано 36 представлений, которые посетили 7200 зрителей.

Главным событием нового года в театре «У Моста» стал мистический триллер «Мефистофель», поставленный художественным руководителем театра Сергеем Федотовым по пьесе американского драматурга Дона Нигро. Так получилось, что Дон Нигро, написавший более 400 пьес, известен во всем мире, но практически незнаком жителям России: количество его спектаклей, поставленных в нашей стране, можно пересчитать по пальцам. Когда-то Сергей Федотов открыл для России ирландского драматурга Мартина МакДонаха, который впоследствии стал у нас очень популярным, возможно, такая же судьба ожидает и творческое наследие Дона Нигро.

Действие «Мефистофеля» происходит в Лондоне конца XIX века. К молодому полицейскому Джону Раффингу обращается за помощью Мег Лав – девушка, в которую он влюблен. Она просит помочь своей сестре Кэтлин: ее преследует некий Николас Шофилд. Раффинг соглашается. Пытаясь разобраться в ситуации, он узнает, что Николас считает себя дьяволом, также думают Мег и Кэтлин. На сцене появляется третья сестра – Эмми, которая как-то связана с преследователем Кэтлин. Одновременно с этим по сюжету сестры Лав являются актрисами театра «Лицеум», где великий Генри Ирвинг ставит «Фауста»: сестры играют в этой пьесе ангелов. С каждой минутой действия ситуация становится все более запутанной.

Пьеса Дона Нигро имеет многослойную смысловую структуру и наполнена различными символами. В основе лежит грех, в данном случае бесконечный сексуальный и наркотический разврат. Грех как символ зла, любовь – добра. Николас и одурманенные им девушки постоянно говорят, что необходимо отказаться от человеческой любви, что любовь – это болезнь, которая не дает стать свободным. Настоящую свободу можно ощутить лишь в «красной комнате» – месте, где творятся устроенные Николасом вакханалии. Они постоянно призывают Кэтлин и Раффинга пойти в эту самую «красную комнату», но те отказываются. «Я должна всеми силами сопротивляться злу», – говорит Кэтлин Николасу в одной из сцен.

Грех впервые был совершен в старой разрушенной церкви по другую сторону от яблоневого сада: там впервые Николас растлил сестер Лав. О том, что церковь именно разрушенная говорится несколько раз и это не случайно: там нет Бога, а где нет Бога, туда приходит сатана. Можно предположить, что яблоневый сад – это отсылка к Эдему, мифу о первородном грехе, и поэтому старая разрушенная церковь находится по другую сторону от него.

«Красная комната», где оказываются все герои, вставшие на путь зла – это символический ад. Девушки желая освободиться от человеческой любви, чтобы стать «истинно» свободными, в итоге оказываются в еще большей зависимости, и уже не от любви, которой в их жизни нет, а от Николаса, возомнившего себя дьяволом. В каком-то смысле, Николас действительно Мефистофель, ведь он создал этот ад и собирает туда грешников.

Параллельно с темой греха, разворачивается и театральная тема. Ведь в спектакле «Мефистофель» герои ставят спектакль про Мефистофеля. Во-первых, Дон Нигро, конечно же, отдает дань памяти Генри Ирвингу, славившемуся своей гениальной актерской игрой. Во-вторых, в пьесе присутствует очень много рассуждений о месте театра в жизни актера и вообще каждого человека, в контексте сюжета данной пьесы, известная фраза, что театр – это храм, звучит по-новому. Николас оказывается побежден именно в театре и именно его руководителем, а Кэтлин в финале шутливо говорит про мистера Ирвинга: «он Бог».

Все это действо было мастерски исполнено актерами театра «У Моста». Отдельно хочется выделить Ильназа Яруллина, сыгравшего Николаса – молодой и очень талантливый актер с потрясающим тембром голоса. Когда он демонически говорит «я сатана», начинаешь в это безоговорочно верить.

Разумеется, что безумие Николаса стало столь реалистичным на сцене благодаря мастерской режиссерской работе Сергея Федотова. Помимо режиссуры важно отметить и отличную сценографию, автором которой также является Сергей Федотов. Декорации передают атмосферу мрачного туманного города, где происходят загадочные вещи, есть ощущение погружения в эпоху. Сцена разделена на несколько пространств, которые одновременно являются и пансионом, и сценой театра, и антикварным магазином, и парком. Все действие происходит непрерывно, отсутствуют переходы между картинами, нет антракта, лишь на мгновение гаснет свет, и ты уже оказываешься в новом месте, это, безусловно, держит в напряжении.

В завершении хочется сказать, что у Дона Нигро имеется целый цикл пьес под названием «Инспектор Раффинг», и «Мефистофель» – это лишь часть большой истории, которую нам поведал театр «У Моста». И, конечно, хотелось бы увидеть продолжение.

 

Сергей Вилисов

Портал «Театральная критика»