13.03.2019
«РЕВИЗОР» В ТЕАТРЕ «У МОСТА»
В театре «У Моста» новая премьера – Сергей Федотов поставил «Ревизора» Гоголя, автора давно созвучного театру. Аналогии с современностью – в каждом слове этой комедии – и, несмотря на то, что прошло почти двести лет – актуальность только нарастает. Показательный пример: после постановки в Сызрани в 2018 году режиссеру и директору театра предложили искать новое место работы (и не в городе Сызрани), где решающую роль сыграл подзаголовок на афише «кошмар госчиновника в двух частях».
А сам Гоголь писал: «Действие, произведенное ею (пьесой «Ревизор»), было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».
Премьера состоялась – зал воодушевленно воспринял спектакль, – море цветов, актеры многократно выходят на поклоны.
Как сказал Сергей Федотов, первая постановка комедии им была осуществлена десять лет назад в Петербурге на сцене театра «Ленсовета» – и вот теперь в Перми. Чем отличаются постановки сказать трудно – мы не видели первую, достаточно сказать что она и сегодня в репертуаре санкт-петербургского театра.
Постановка «У Моста» уложена в два действия из пяти, хотя и идет почти три часа, и естественно постановщиком сделаны определенные сокращения, но они не решающи, зато придают определенный динамизм.
Небольшая сцена театра не дает возможности для широкой сценографии, и поэтому мы всегда удивляемся, глядя на удачное решение сценического пространства (за 30 лет использованного вдоль и поперек мастером), как он ухитряется придумать что-то свежее и интересное, а главное помогающее раскрыть свой замысел.
Ну а теперь об игре актеров. Главный герой – Хлестаков – Сергей Мельников. Приятно всегда видеть его на сцене, причем в совершенно разных ситуациях и образах. Образ же Хлестакова, мелкого чиновника, мистически чувствующего ситуацию и собеседника, мгновенные его перевоплощения, создающие интригу, раскрыт актером потрясающе – почти три часа он держит зал на нерве… а все остальное словно вихрь кружится вокруг.
Его слуга Осип в исполнении Вячеслава Леурдо замечателен в своей спокойной определенности – видно, что он умнее и мудрее своего хозяина, и по-отечески заботится о нем.
В сценической практике образ городничего представлен как некая глыба – тупого и громоздкого человека – все мысли которого в одном: бить, брать, не пущать… Андрей Воробьев представляет нам иной образ – суетного и шкодливого человека и правда необогащенного умом, напоминающего иные аналогии, но из современного мира.
Жена его – Анна Андреевна – женщина крупная, страстная и физически неудовлетворенная, тоскующая в серости пыльного провинциализма блистательно сыграна Мариной Шиловой, актрисой удачно владеющей как комедийным, так и драматическим амплуа.
Из чиновников – этой галопирующей толпы жадных, вечно голодных до взяток (пусть копейка, но дай…) особо и не выделишь кого то – это единый образ чиновника, погрязшего во всех пороках… Но все ж можно выделить Владимира Ильина в образе судьи Аммоса Федоровича Ляпкин-Тяпкина с его интересными интонациями и манерой поведения.
И в заключение нам хочется привести слова Виссариона Белинского, сказанные в 1840 году. В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно-образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собою особый и замкнутый в самом себе мир.
Александр Стабровский, Виталий Призюк