22.10.2023
«Пути Господни неисповедимы: и грешник может быть спасителем»
Пермский театр «У Моста» – театр с гордым послужным списком, создавший свою особую мистическую манеру повествования на сцене. И не удивительно, что его визитная карточка – спектакль «Вий», поставленный по одноимённой повести Н.В. Гоголя. Текст, основанный на славянских преданиях и не лишённый включения мифологем, уже давно стал плодородной почвой для реализации метода Сергея Федотова. Здесь в диалоге с подсознанием не только актёр, но и сам зритель. И на сцене возникает то, что рождает смех, а затем – серьёзные размышления.
Эмоции спектакль вызывает разные. Оно и хорошо: чем больший спектр чувств затрагивает произведение искусства, тем более верное имеешь право считать его сотворение удачным. А здесь (как писалось выше) и на слезу от смеха пробьёт от преследования Хомы Брута (Василий Скиданов) пьяным Явтухом (Владимир Ильин), и мурашками покроет от неожиданных и в напряжении ожидаемых появлений Панночки (Анастасия Леднёва) то с одной, то с другой стороны сцены. Тут-то спектакль тебе подмигивает и игриво напоминает, что по жанру он – триллер. Поэтому смех смехом, но за стул лучше держаться покрепче – а то выпрыгнешь.
Спектакль поглощающий. Не только эмоционально, но и пространственно. На это слаженно работают сценография, мастерство актёров и их костюмы. Казалось бы, разве устоявшиеся приёмы классического театра (например, дань историческому времени, реализующаяся в декорациях и одежде) могут зацепить современного зрителя? Но именно из-за того, что сейчас так редко увидишь в театре того же казака в исполнении актёра в соответствующем сценическом костюме впиваешься в происходящее взглядом. Подобное внимание к деталям завораживает.
Технически выверенная игра актёров втягивает в действие. Чего стоит только один эпизод «вечери» (в кавычках, потому что мы с вами ужинаем всё же поздно, а никак гоголевские казаки – с утра). С харизматичным хрустом происходило на сцене поедание настоящего зеленого лука. Да так, что аж есть захотелось! А живой спор Явтуха с упрямым Спиридом (Илья Бабошин) вызывает неподдельный интерес. Хороши и женские образы. Исполнительнице роли Панночки и режиссёру настолько точно удалось определить рисунок роли, что одного молчаливого появления актрисы на сцене достаточно для создания напряжения. А Параска (Анастасия Перова) – девушка внешней простоты и внутренней мудрости – с таким умилением наблюдает за причудами казаков, что невольно подумаешь: «Вот она – женская доля: глупости мужиков терпеть».
Чем дольше смотришь, тем яснее ощущаешь, как спектакль выходит за границы сцены. И вот уже кажется, что сам сидишь с казаками за столом, слушаешь мистические байки и Хому с тревогой провожаешь в церковь, зная, что тот не вернётся.
Конечно, возникает вопрос. Такой излюбленный всеми критиками и внимательными зрителями: «А о чём?».
Об искуплении греха через жертву. Хома – учёный, пан-философ, который, тем не менее, посвящает свою жизнь одним материальным удовольствиям. Ему лучше всего о женщине помечтать да «лежать и курить люльку», а об учёности и о Боге (которого чтить должен хоть не по вере, но хотя бы по собственному образованию) он вспоминает только на пьяную голову и то обрывками. И вот ему по странным обстоятельствам достаётся обязанность отмаливать Панночку – тоже грешницу, но не по образу жизни, а по связи с Нечистым. Он молиться, сражается и погибает. От недостаточности веры и страха. Но разве проигрывает? Ведь в конце спектакля церковь остается чистой: в ней всё еще горят свечи, и люди наполняют её святым пением. Здесь как раз-таки идёт единственное расхождение с гоголевским текстом. У Гоголя церковь заросла, потемнела, а все черти, вурдалаки в ней остались, застряв в окнах и дверях. А здесь – тишина. Хутор освободился от всего нечистого. Так значит смог Хома отмолить Панночку? Скорее всего, да. Ведь та при жизни сама вела в своей душе борьбу с Дьяволом. И гроб её раскачивался по сцене, то озарённый тьмой, то золотым свечением, будто Бог и Дьявол не могли её между собой поделить. Поэтому Хома погиб, но не проиграл. Он искупил своей жертвой грехи Панночки, выпутал хутор из вереницы несчастий, и сам, наверняка, получил прощение.
Поэтому и чувствуешь, что спектакль оканчивается на печально-счастливой ноте. Жизнь идёт дальше, под присмотром Бога, несмотря ни на что. И за эту историю, смешную и глубокую, мистическую и весьма духовно реальную спасибо Пермскому театру «У Моста».
Варвара Горлаева