Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

17.02.2022

«Потерявшиеся в пустоте»

Русская классика считается литературой очень многогранной, сложной, глубоко психологичной и в чём-то трагичной. Действительно, читая произведения русских писателей, удивляешься бесконечной прозорливости, способности проникать в самые укромные уголки подвалов человеческой души. Герои русской классики – отшлифованные несовершенства, съедаемые противоречиями.

Но школьное российское образование вручает нам всем один будто бы единственный верный взгляд на те смыслы, которыми русские авторы оперировали. Так, например, Горький – это пролетарский писатель, критикующий старые порядки. При этом, за этим клише скрывается ни на что не похожий талантливый слог. Большой литературный и философский бэкграунд. И благодаря постановкам С.П. Федотова мы имеем возможность наконец это увидеть.

В репертуаре театра есть несколько спектаклей по Горькому – «На дне», «Васса (Первый вариант)» и премьера 2020 года «Мещане». Пьесу «На дне» можно перечитывать каждый год и каждый раз удивляться силе горьковской веры в ЧЕЛОВЕКА и его пониманию философии К. Маркса. «Васса» и «Мещане» – это истории о другом, это тексты более ранние. В чём-то более жестокие и бескомпромиссные.

«Мещане» – это сцены из жизни одной семьи. Мещане в данном случае, в первую очередь, выступают как определенный социальный класс. И с начала повествования само это слово не имеет никакой негативной коннотации. Факт и факт. Мещане – жители городов, сословие, находящееся далеко не наверху социальной иерархии. И по мере развития сюжета «Ме-ща-не» обрастают коростами новых, не самых приятных значений.

Главные действующие лица – Бессемёновы. Казалось бы, образцовая семья: Отец (Валерий Митин), Мать (Марина Шилова), сын (Василий Скиданов), дочь (Екатерина Пономарёва) и, так называемые, нахлебники. Спектакль искрит ссорами, конфликты всё нарастают, как и растёт волнение зрителя.

На сцене – жизнь. С.П. Федотов буквально творит некую новую жизнь на сцене, «жизнь внутри жизни», потому что остро видит и чувствует настоящее, подмечает детали. Сила его спектаклей в том, что мы, не прекращая проживать своё собственное время, свою жизнь, проживаем в моменте и жизнь чужую, нам не знакомую. Его спектакли апеллируют к непосредственному уже прожитому опыту. Опыту органов чувств, чувственному опыту в первую очередь. И, в итоге, это двойственное проживание момента обогащает наш внутренний мир.

Становится вдруг кристально ясно, что этому тексту Горького с его выражениями, устаревшей речью, НЕ МЕСТО в современном мире. Он должен быть внутри своей эпохи, и только оттуда  он сможет до нас дотянуться и дать пощечину – чего, думается, и хотел Горький, создавая своих «Мещан». Например, когда вкладывал в уста Василия Бессемёнова слова-реакцию на попытку самоубийства собственной дочери: «А что другие подумают?». Фраза – маркер пустоты и ограниченности мира этого на самом деле маленького человека. Современно. Потому что, кажется, в русских людях до сих пор силён общинно-коллективный дух. Невера в себя, самоопределение через Другого.

Особенно также пронзает сцена ссоры Бессемёнова-отца и его сына Петра в первом акте спектакля. Когда в доходящем до пика конфликте актёр Валерий Митин начинает ДРОЖАТЬ от гнева, в котором, как чувствуется, очень много и боли.

Важную роль в повествовании и спектакле играет Дом Бессемёновых. У Достоевского есть повесть «Записки из Мёртвого Дома», где собраны его впечатления от заключения в Омском Остроге. «Мещане» – тоже своего рода «Записки из Мёртвого дома», где словосочетание «мёртвый дом» не просто метафора. Если обращаться к образцам поп- культуры, приходит на ум аналогия с мультфильмом «Дом-монстр», где мрачный, зеленовато-синий дом, полуразрушенный, живёт своей жизнью и засасывает в себя каждого, кто посмеет в него прийти.

Неслучайно Тетерев (Владимир Ильин) говорит Поле (Милена Хмылова): «Уходите отсюда! Вам вредно бывать в этом доме... уходите!», и потом, после трагедии: «Кто говорил вам всегда, постоянно, упорно – уйдите скорее из этого дома, не ходите в этот дом, здесь – нездорово, здесь вам расстроят душу? Это я говорил...». Фигура этого загадочного, словно высеченного из камня мужчины, очень интересна. В нём уже есть то, что позже во всей красе Горький выпишет в Сатине.

Замкнутый философ, в уста которого Горький вкладывает предполагаемую истину (СВОЮ истину). Он единственный видит разрушительную силу «мёртвого дома», его губительное влияние на каждого, кому не посчастливилось там оказаться. Этого героя можно сравнить с американским художником-аутсайдером Генри Даджером, всю жизнь проработавшего уборщиком, а всё свободное время проводившим в уединении. Почти перед самой его смертью выяснилось, что он всю жизнь рисовал и создал уникальные картины. И как будто за личностью Тетерева скрывается что-то подобное. Возможно, это вычлененный Горьким особый тип людей… Может, он писал философский трактат. И потому в его словах так много Шопенгауэра. И опять – боли.

Боль персонажей всё множится и множится. Они потерялись в пустоте и одиночестве. Они отчуждены друг от друга не только пропастью поколений, но и вязко-кислым киселём умалчивания. Несмотря на то, как много они говорят друг с другом, важное остаётся невысказанным.

«Мещане» – действительно сложный спектакль, особенно для того, кто хоть раз ругался с близкими. Кто любил невзаимной любовью. Кто сожалел о совершённых ошибках. Кто чувствовал себя не в своей тарелке. Кто хоть раз терялся в пустоте. То есть для всех. Но в этом его сила, а для нас – возможность разбогатеть.

 

Дарья Ворончихина