Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

17.03.2020

«Подмостки» их соединили...

Старейший в Свердловской области театр – Ирбитский драматический имени А.Н. Островского «заполучил» на постановку Сергея Федотова, основателя и художественного руководителя Пермского театра «У Моста». Екатеринбуржцы хорошо знают и любят «У Моста», на его гастрольных спектаклях всегда аншлаги, будь то беспощадный МакДонах, вдумчивая классика или занимательная комедия. Сергей Федотов поставил более 200 спектаклей в российских и зарубежных театрах, но на территории Свердловской области премьера в его режиссуре появилась впервые – в Ирбите.

Художественный метод Федотова строится, прежде всего, на сочетании школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского – системах, направленных на развитие психофизики актера, его способности работать с внутренней энергией. Есть у режиссера Федотова, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата национальной театральной премии «Золотая Маска» и многих других премий, в том числе и международных, еще и неофициальное звание: первооткрыватель и конгениальный интерпретатор в России одного из самых титулованных драматургов Европы Мартина МакДонаха. Сергей Федотов первым осуществил постановки его пьес на русской сцене.

Переговоры о сотрудничестве Ирбитской драмы и пермского режиссера начались на прошлогоднем фестивале «Ирбитские подмостки», где спектакль «На дне» театра «У Моста» получил Гран-при. Работа с постановщиком такого уровня – это и прекрасная школа для актеров, и освоение сложной драматургии, что в этом театре случается нечасто. Поскольку женская часть ирбитской труппы очевидно многочисленнее и сильнее мужской, то естественно, что выбор режиссера пал на самую «женскую» пьесу МакДонаха «Красавица из Линэна». Конечно же, он уже ставил эту пьесу в своем театре «У Моста», и в челябинском Камерном, возможно, и еще где-то, но всякий раз для Федотова это – не формальный перенос: другие актеры, другие индивидуальности с собственной, другой энергией.

…Мэг Фолан и ее дочь Морин волею обстоятельств вынуждены влачить убогое существование под одной крышей. В свои сорок дочь не перестает мечтать о личной жизни, а мать, в свои семьдесят, отстаивает право на «милые» чудачества: к примеру, выливать содержимое ночного горшка в кухонную раковину… Но главное – словом и делом пресекать любые мечты дочери. Каждый новый пережитый день в их доме похож на взлет качелей: на высоте то одна, то другая. Но заведенный ритм их убогой жизни нарушается с появлением мужчины, влюбленного в Морин. Пэйто

Дули готов забрать ее с собой в Америку. Мать перехватывает и сжигает его письмо, не желая счастья для дочери и собственного заточения в доме престарелых. Дочь, узнав о коварстве Мэг, пытает ее кипящим маслом и, так и не успев соединиться с Пэйто (тот, не дождавшись ее ответа, находит другую), теряя рассудок, лишает мать жизни…

Эта пьеса написана МакДонахом в жанре черной комедии, в ней сочетаются бытовое и абсурдное, парадоксальность и беспощадная правда о человеке. Режиссер Сергей Федотов не только точно угадывает особенную жанровую природу и попадает в эту стилистику, но и чувствует природу и индивидуальность актера. Пробуя всех актрис труппы Ирбитского театра на читках пьесы, Федотов доверил исполнение роли Морин Дине Эйрих. Он не ошибся. Молодая актриса, раздвинув границы своего привычного амплуа «голубой героини», откровенно удивила, сыграв пограничное, на грани психического расстройства, состояние Морин удивительно тонко. Она передает ее мощный внутренний конфликт, конфликт на пределе человеческих возможностей, который не может не закончиться трагедией, гибелью – физической и духовной.

Несомненно, Дина Эйрих солирует в спектакле, и роль Пэйто для Вячеслава Анчугина стала почти служебной. Режиссер подчеркивает общность и неразрывную связь матери и дочери, их война служит чем-то вроде цемента для отношений, и этот классический узел ненависти и взаимозависимости невозможно ослабить. Мэг Фолан в исполнении Ирины Шипулиной лукава, саркастична, любопытна и полна несокрушимой жажды жизни.

Режиссер подробно воссоздает материальный быт, достоверность атмосферы безысходного отчаяния от вынужденного сосуществования рядом, и это, соединяясь с парадоксальным юмором драматурга, достигает впечатляющих объема и глубины.

Вне всякого сомнения, спектакль стал событием в творческой биографии Ирбитской драмы. Это очевидно «извне» – из зала, и столь же ощутимо для самого театра. Так, его директор Лилия Гундырева отметила:

– Для актеров нашего театра «Красавица из Линэна» – своеобразный экзамен, который они достойно выдержали. У режиссера Сергея Федотова есть среди прочих еще одно очень ценное качество: чувство ответственности за дальнейший творческий рост коллектива, с которым он работал, своего рода отеческая забота. В обоюдных планах новые совместные постановки, наше сотрудничество продолжится…

Творческое содружество Ирбитской драмы и пермского театра уже продолжается. В начале февраля в рамках «Недели МакДонаха», проходившей в театре «У Моста», ирбитчане не только сыграли свой спектакль «Красавица из Линэна», но и «дали напрокат» исполнительницу главной роли Дину Эйрих в одноименный спектакль пермяков. В октябре ирбитская «Красавица…» вновь отправится в Пермь, на этот раз на Международный фестиваль МакДонаха. А в июне спектакль откроет программу Межрегионального фестиваля «Ирбитские подмостки». Возможно, и нынешние «Подмостки» станут началом чьей-то творческой дружбы.

 

Елена Ильина

Журнал «Культура Урала», февраль 2020