Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

01.12.2019

Палачи

Пьесы М.МакДонаха известны как «мрачные комедии», они наполнены черным юмором и сценами насилия. В «Палачах» и сама тема располагает – это история из жизни тех, для кого смерть – профессия. Однако спектакль Пермского театра «У Моста» не пугает и не шокирует зрителя. Он скорее оставляет ощущение теплой грусти и покоя. Почему так происходит? 

Благодаря досконально созданным декорациям, отличающим все постановки С.П.Федотова, мы погружаемся в атмосферу маленького английского паба середины 1960-х, где и происходит большая часть действия. Захолустный городок – место, где, кажется, ничего не происходит. Одни и те же люди приходят каждый день пить пиво и ведут привычные разговоры. А за дверью идет вечный, усыпляющий разум, дождь. Но в этом обыденном местечке явно прячется нечто страшное! Иначе, зачем в городке целых два палача?

Образ зла в этой постановке не предстает перед нами непосредственно. Приезжий мистер Муни в блестящем исполнении Ильназа Яруллина настаивает: «Я зловещий, а не мерзкий». Да, можно не бояться, тут вы не увидите мерзких сцен насилия. Зло в «Палачах» только подразумевается и воображается, что должно убедить нас – мы вместе с автором уж точно на стороне добра!

Но не обходится здесь без фирменного макдонаховского юмора, который строится на совмещении вроде бы несовместимого. Вот два палача борются за профессиональное признание: кто лучше всех в округе лишает жизни? К кому клиенты идут «с удовольствием», а к кому нет? На первый взгляд, это кажется кощунством. Но если убийство является официальной профессией, и даже государственным долгом, что странного в вопросах: кто достиг в профессии наибольшего мастерства, и кто выполняет свой долг усерднее?

Пьеса «Палачи» – это постепенное раскрытие искренности персонажей. Бывший палач, который в начале «безкомментарен» по поводу своей особенной профессии, все более смело высказывается в лицо своим приятелям и врагам. То же происходит и с другими героями. Предстающие перед нами в первом акте комичными и нелепыми, они открывают свои настоящие чувства. Тревога и волнение заставляют каждого сделать это и сбросить маску. Несмотря на обилие жестких шуток, М.МакДонах, С.П.Федотов и актеры театра любят своих персонажей, переживают за них, как за оставшихся без присмотра детей, и трогательно рисуют их облик. Возможно поэтому пьесы Мартина МакДонаха в постановке театра «У Моста» раз за разом убеждают нас в том, что в нашем странном деконструированном мире добро по-прежнему существует и никуда не девается.

 

Роман Гайшун