07.01.2023
«МУЖЕСТВО БЫТЬ»
В декабре 2022 г. в театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Полёт над гнездом кукушки» (режиссура и сценография С. Федотова). В основе культовый роман американского писателя Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (1962 г.). Сергей Федотов предлагает свою версию и подчеркивает, что в работе над спектаклем театр следовал роману, а не сценарию знаменитого фильма М. Формана (1975 г.) с Джеком Николсоном в главной роли.
Премьерный спектакль вновь подтверждает, что талантливой труппе С. Федотова по силам самый сложный литературный материал. Актёры сыграли историю, никак не слабее, чем в знаменитом фильме М. Формана. Спектакль имеет мощную атмосферу, увлекает интригой, заставляет задуматься. Затрагивает трудные вопросы, особенно остро встающие перед человеком сегодня. Возможность и невозможность свободы в современной цивилизации. Трагическое противостояние личности и дисциплинарной системы. Экзистенциальные тревоги и страхи, вынуждающие человека к бегству от свободы.
История, которая разворачивается перед глазами зрителя на сцене, с самого начала пугает, настораживает. Рассказ, как и в романе, ведётся от имени одного из пациентов, индейца по прозвищу Вождь Брендан (Д. Иванов). И, кажется, что его взгляд на происходящее, не может быть адекватным. Ведь у него, явно, признаки сильного психического расстройства. Больница кажется ему фабрикой по штамповке людей-роботов. Механизмы работают чётко, слаженно. Если случается брак, то испорченные экземпляры отправляют на переработку на другой этаж клиники.
И вместе с тем, происходящее на сцене, уже, и с точки зрения здравого сознания, всё больше напоминает кошмарную галлюцинацию, которая затягивает зрителя. На сцене в абсолютно белой гамме сконструирована картинка, представляющая собой отделение современной, технически оснащенной психбольницы. Навязчивая, выматывающая душу, музыка, которую никогда не выключают. Монотонный распорядок дня, отнимающий у человека ощущение времени. Насильственный душ, против желания пациента. Приём лекарств с необходимостью демонстрации медперсоналу пустого рта. Повсеместный строгий контроль и надзор за каждым движением пациентов. Систематические занятия групповой психотерапии, напоминающие больше публичные аутодафе средневековья с садистическими истязаниями жертвы, доводимой до исступления и истерики.
Зрителю постепенно становится ясно, что это не просто жуткие сцены лечения психически больных. Клиника – это модель современного общественного устройства. Метафора системы, жёстко регламентирующей каждый шаг, каждое движение, волеизъявление, желание любого. Человек, который ведёт растительное существование, пища – труд – сон, не опасен при любых режимах, полностью всех устраивает. Правила направлены на полное подчинение человека. Новый ли это порядок? Вряд ли. Контекст истории и культуры не даст нам ошибиться, если мы вспомним все мыслимые и немыслимые утопии и антиутопии в истории человечества. От Платона до Кампанеллы. От Прудона до Маркса. От Достоевского («Сон смешного человека», «Бесы») до Е. Замятина («Мы»), Ф. Кафки («В исправительной колонии») и т.д.
В спектакле, как и у Кена Кизи, олицетворением авторитарной системы, подавляющей все проявления человеческого достоинства, свободы, воли, права на самостоятельный выбор, оказывается старшая медицинская сестра, мисс Рэтчед (А. Перова). Но и она не вполне нормальна, у неё свои комплексы и фобии. Человек с комплексами у власти опасен.
В сонном, безликом гнезде кукушки (кукушка подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда?), среди «хроников», «острых» и «овощей», внезапно мнимый покой и порядок сменяется хаосом, когда под конвоем приводят в отделение нового пациента – ирландца МакМёрфи (И. Бабошин). Хулиган, по природе своей натуры, никак не революционер, а скорее, антигерой, антисоциальный тип, который надеялся в психушке «откосить» от исправительных работ, оказывается тем харизматическим лидером, который заставляет остальных пациентов клиники вновь почувствовать вкус к жизни, очнуться от своего психического инфантилизма, ощутить радость бытия. Именно ему удаётся своим независимым поведением, пренебрежением к бессмысленным, оболванивающим человека, больничным правилам, показать им, что они люди, вспомнить о своём человеческом достоинстве.
Зрителю приоткрываются трагические истории каждого из пациентов отделения. Выброшенные из общества, по тем или иным причинам, не вписавшиеся в его жёсткие рамки и требования, они сдались, спасовали перед жестокими законами современного мира. И вместе с МакМёрфи зритель с удивлением узнаёт из их откровенных признаний, что они вовсе не по принуждению, а добровольно находятся здесь. Внешняя свобода – есть только следствие обретения внутренней свободы. А внутренняя свобода – это прежде всего способность на самостоятельный выбор и самостоятельный поступок. А это и есть самое трудное. Гораздо легче передоверить решение своей судьбы кому-то другому. Сильному и большому. «Мир принадлежит сильным»… «Ты большой, а я ещё маленький», – говорит Вождь своему новому другу МакМёрфи, хотя тот ниже его на две головы… Таким образом, пациенты клиники не только жертвы системы, но они её сами поддерживают…
Однако МакМёрфи не привык пасовать перед трудностями. «Чтобы спастись, нужно всего лишь начать действовать»… Он будоражит их воображение, заставляет их совершать поступки, взывает к их совести, одерживает ощутимые победы не только над системой больничного деспотического режима, но прежде всего над их психологическими комплексами. В карнавале событий действие разворачивается стремительно от его первых поражений (неудачная попытка поднять мраморный умывальник в ванной комнате, чтобы разбить решетку на больничном окне) до побед (сцена повторного голосования, импровизированный коллективный экстаз болельщиков перед выключенным телевизором).
Противостояние бунтаря МакМёрфи и железной мисс Рэтчед закончится для героя трагически. Однако его подопечные, друзья по психушке, ученики, усвоили его уроки человеческой солидарности, освободились от страхов, обрели собственный голос. А самый верный его ученик, Вождь Брендан, который, благодаря МакМёрфи, обрел самого себя, выбивает окно и бежит на свободу. Однако он не оставит здесь сломленного МакМёрфи, как сам МакМёрфи не бросил своих несчастных товарищей на растерзание стервятнице старшей медсестре. Вождь душит лоботомированного МакМёрфи, символически забирает его с собой на волю. Ведь это только пустая оболочка друга остаётся в стенах больницы. Героическая душа МаМмёрфи уже сделалась бессмертной.
А чтобы быть свободным, надо иметь на это большое мужество. Мужество претерпевать боль, жертвовать собой, противостоять небытию, смерти, судьбе, пустоте и отсутствию смысла, чувству вины и осуждению. Это – мужество быть.
Заканчивается спектакль трагически, но зрителя не покидает ощущение света, чувство присутствия и участия в только что свершившемся на их глазах чуде противостояния, борьбы, гибели, спасения и возрождения человека.
Наталия Гашева