13.05.2023
«Мне снова тринадцать, и я снова в эпицентре катастрофы»
Эта фраза звучит кульминацией абсурдной комедии по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная» в Пермском театре «У Моста» (режиссура и сценография: Сергей Федотов). История начинается на автобусной остановке, где встречаются ОН (Семён Осокин-Портной) и ОНА (Мария Новиченко). ОНА давно за ним следила, чтобы одним заранее просчитанным вечером отважиться и подойти с довольно неожиданным и в некотором отношении экзотическим предложением.
«Вы мне не нравитесь, но вы мне подходите», – заявляет она. «Вы мне нужны», чтобы вот прямо сейчас, самое большее до полуночи, зачать сына».
Согласитесь, звучит провокационно. Эта просьба одновременно кажется и жестоким розыгрышем, и отчаянным шагом женщины, у которой буквально последний шанс родить, если он вообще есть, ведь ей уже сорок один! И, в общем-то, её выбор понятен: антропология пола утверждает, что стратегия «найти хорошего отца» – это не единственный вариант, ведь «хорошие гены» тоже кое-что значат. А востребованный, красивый и состоятельный мужчина, очевидно, обладает соответствующим природными данными, которые каким-то образом «зашиты» в его ДНК.
Однако за внешне понятной экзистенциальной мотивацией (ведь мы все хотим хотя бы такого бессмертия) скрывается история из прошлого, когда рядом был очень похожий человек и когда всё так резко оборвалось.
«Я так боялась, что моё сердце снова разобьют», – признаётся ОНА чуть позже.
А пока в зеленоватом свете фонаря события обретают неожиданный поворот, ведь ОН – менеджер. Сильная, настойчивая и парадоксально обаятельная женщина может быть полезна на переговорах с голландцами, не говоря уже о том, что она знает английский! Словом, действие перемещается в офис.
Во втором акте декорациями становится компьютерный стол с монитором и лампой, кресло, офисный стул и пластиковые окна фоном. В пространстве офисного минимализма зритель наблюдает за драмой человеческих чувств, которые так сложно контролировать. Впрочем, для влюблённости иногда достаточно лишь немного воображения. И тут уже неважно, что он женат, а подружек меняет с такой циничной регулярностью, что просто диву даёшься.
«Yesterday» музыкально обрамляет спектакль, намекая на то, что очень скоро наступит момент, когда ОН и ОНА окажутся «счастливы в прошлом» и ещё, пожалуй, дополняет смысловой контекст: ОНА внезапно появилась в его жизни, чтобы обратиться с вызывающе откровенным предложением, а потом исчезнуть, как бред или наваждение.
Марина Щелканова