01.10.2021
«Мачеха Саманишвили» – спектакль о чуде
Театр «У Моста» всегда открывает театральный сезон раньше всех, и это не может не радовать. С началом осени появляется острая нехватка ярких впечатлений, а это повод сходить на спектакль! Ведь мало что может сравниться с ним по силе и быстроте эмоционального воздействия.
В репертуаре театра «У Моста» много спектаклей разных жанров и авторов, которые одинаково пользуются успехом у зрителей. Но какой должен открывать театральный сезон? «У Моста» выбрал премьеру «Мачеха Саманишвили».
Грузинская тема в постановках мистического театра встречается часто. Она стала, своего рода, одной из визитных карточек театра. То, как в «У Моста» играют Грузию, вызывает желание возвращаться на эти спектакли снова и снова! При этом каждый раз получая сильные эмоции и заряд энергии. А вот после «Мачехи Саманишвили» к привычным восторгу и благодарности присоединилось новое чувство. И вот оно-то и делает спектакль ещё более уникальным.
Первое знакомство с «Мачехой» начинается, как только входишь в зрительный зал. Рассматривая декорации грузинской деревни, делаешь первый шаг из рутины жизни в магический мир театра. В воображении сразу возникают пышные грузинские торжества, темпераментные танцы, душевные песни, прекрасная природа и конечно сами гостеприимные грузины.
Как только начинается спектакль, всё внимание переключается с декораций на действующих лиц. Они сразу погружают зрителя в подробности своей семейной жизни, и, начав сопереживать, теперь ты не можешь ничего из неё упустить.
Грузия в спектакле воспринимается как ещё одно действующее лицо. Она живёт в разговорах героев, в их характерах и поступках, и поэтому не остается просто фоном или декорацией. В этом спектакле у неё словно есть свой характер. Это продуманный образ – нельзя представить этот мир где-то ещё. Таким образом создаётся ощущение уюта, безопасности и чего-то бесконечно далекого и бесконечно близкого – образа детства.
Сюжет пьесы с одной стороны по-доброму смешной и комичный, но с другой – затрагивает проблемы общества. Бедность, одиночество, болезни, или положение женщины в мире. Рассказ Аристо о выборе между мачехой Элене и коровой – один из самых забавных моментов спектакля. Но в то же время это пример объективации, то есть восприятия женщины как товара – проблемы, с которой сталкиваются современные женщины.
Но главное в спектакле – это актёры. Они создали яркие, запоминающиеся и живые портреты своих героев. Запомнились даже небольшие роли: как же Ростислав Самусев неподражаем в роли бабушки! Бекинэ в исполнении Сергея Мельникова сразу приковывает к себе взгляд и внимание. Иногда, если знаешь другие роли актёра, не сразу можешь разглядеть новую. У Сергея же получилось создать такой живой и реалистичный образ старика-вдовца, что за ним, за его походкой, голосом и взглядом, тяжело было отыскать самого Сергея.
Поскольку действие разворачивается вокруг решения Бекинэ жениться, важную роль в спектакле играют женские персонажи. Колоритные старухи в трауре, с одной стороны, символизируют страх смерти. И по поведению Бекинэ ясно, что это напоминание ему не нравится. С другой – вечную юность любви, от которой хочется танцевать и жить, даже если ты уже собралась на свои похороны.
В образе Элене воплощены патриархальные представления о том, какой должна быть женщина, и, в широком смысле, – мать. Чуткая и заботливая, сильная, но покорная. Трудолюбивая, хозяйственная, спокойная и верная. Играя Элене Регина Шнигирь смогла показать, что все эти качества не от того что «надо», а потому что «вот так».
Жены братьев Аристо (Самсона и Мераба) – Тамара (Полина Вагина) и Манана (Милена Хмылова) – полные противоположности Элене. Грубые, громкие, ленивые и эгоистичные «вот так», и безуспешно пытающиеся казаться «надо». Созвучность имён делает их союзницами, объединившимися против того, чего не могут достичь сами. Они знают, что это есть у Элене, поэтому, третируя её, думают что становятся сильнее. Но в итоге только ещё больше теряют себя.
Илья Бабошин в роли Платона – своего рода энергетический центр, с которым так или иначе связаны все действующие лица. Его мир – это мир ребенка, который думает, что весь мир крутится вокруг него. Каким бы взрослым не был Платон, в начале спектакля его самоопределение стойко завязано на слове «сын». Он не чувствует ответственности за свою жизнь. Но когда приходит время, Платон меняется. Илья Бабошин убедительно показал эту трансформацию не только как ответ на внешние обстоятельства, но и как внутреннее взвешенное решение и осознание самого себя.
«Мачеха Саманишвили» – это спектакль о чуде. Настоящем, или о том, которое мы можем не замечать. О жизненном выборе, борьбе и справедливом вознаграждении. О том, что всё хорошее и плохое зависит только от нас. И после спектакля в груди приятно теплится вера в то, что нет ничего невозможного.
Дарья Ворончихина