16.12.2022
«Лес» – звери в пышных платьях
Люди привыкли считать себя правителями мира, венцами творения, конечной точкой эволюции. Человек далеко ушёл от своих соседей по планете, и уже давно обособился от природы, став чем-то большим, чем просто разумное животное. Наш вид славится духовностью, моралью – всем тем, без чего цивилизованное общество представить невозможно. Тем не менее, чтобы быть человеком, недостаточно просто принадлежать к человеческому роду. Все вышеперечисленные качества являются результатом работы над собой. Быть человеком – это, в первую очередь, непомерный труд, к которому готов совсем не каждый. Эта тема является центральной в романтической трагикомедии «Лес», написанной именитым драматургом Александром Островским.
Думаю, многие знакомы с высказыванием Александра Николаевича: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть».
И действительно, исполнение может кардинально изменить восприятие произведения. В этом плане на Сергея Федотова легла большая ответственность. Среди людей распространено заблуждение, что над готовыми пьесами совсем не нужно работать. Якобы, автор и так всё расписал, только и знай, что артистам текст раздай да декорации приготовь. На деле же «дословная» постановка гораздо сложнее спектакля «по мотивам», когда, например, эпическое произведение трансформируется в драматическое. Во втором случае режиссёр волен делать, что захочет. Он сам, по сути, выступает как автор, переосмысляя текст под формат театра. Работая же с готовой постановкой, которую, как полагается в «У Моста», нельзя изменять и обновлять, постановщик должен бережно отнестись к каждой реплике, к каждому слову, дабы не повредить заложенный драматургом посыл и не превратить спектакль в причудливую смесь из видений разных людей разных эпох. А тема, как мы помним, у Островского сложная, общечеловеческая. Сергею Павловичу предстояло проникнуться «Лесом», выступить, в каком-то роде, самим Островским. Понять, как мастер слова сам бы поставил эту пьесу. И у него получилось.
«Лес» был написан в конце девятнадцатого века и до сих пор не утратил актуальность. До конца непонятно, конечно, как к этому относиться: с одной стороны хочется восхищаться гением драматурга, а с другой становится грустно за наше общество, уже не одно столетие терзаемое одними и теми же проблемами. Сюжет довольно прост: в лесу встречаются два актёра, комик Счастливцев (Илья Бабошин) и трагик Несчастливцев (Владимир Ильин). Они останавливаются в усадьбе богатой тётушки Несчастливцева. Трагик, стесняясь своей профессии, решает сыграть отставного военного, а друга представляет как лакея. Похоже на стандартную завязку для лёгкой комедии про двух притворщиков, но на деле героям предстоит столкнуться с человеческими пороками, тёмной стороной «интеллигентного общества». Как это ни иронично, артисты, всю жизнь примеряющие чьи-то маски, оказываются гораздо искреннее и чище окружающей их знати. Оттого такой сильный эффект производит фраза: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы».
Друзья увидят, как люди, окутанные бесчестьем, опускаются до уровня «сов и филинов». Премьера «У Моста» вызывает смех, а вместе с ним и налёт грусти, а то и тревоги, ведь при просмотре тебя не покидает мысль: «А ведь всё именно так и есть...».
Нельзя не отметить сценографию, над которой так качественно поработал режиссёр. В постановке безупречно передается атмосфера поместья в окружении сосен и лип. Сергей Федотов, используя магию театра, переносит зрителя прямо в лес близ усадьбы «Пеньки». Деревья, листья на траве, солнечный свет, пение птиц и стрекотание сверчков – из таких деталей собирается целая картина, стирающая грань между сценой и залом. А момент, когда дом и чаща демонстрируются вместе, заслуживает отдельной похвалы. Он иллюстрирует всю дикость героев пьесы. Уже без каких-либо слов, лишь при взгляде на сцену, становится понятно, о чём нам пытаются сказать.
Мне уже не раз довелось видеть хвалебные отзывы о костюмах, к коим я присоединяюсь. Помимо достоверного отображения времени, одежда помогает раскрыть героев, подарить им яркий и запоминающийся образ. Раиса Гурмыжская (Анастасия Перова) за пьесу успевает примерить на себя множество роскошных нарядов. Несмотря на то, что её окружают дорогие вещи, духовный мир Раисы ужасно беден. Гурмыжская отождествляется с животным в дремучем лесу, таким же беспринципным и мерзким. Вы можете надеть на зверя яркий наряд, но он останется зверем. Персонаж Анастасии Перовой – именно такой зверь в пышном платье, чья истинная натура не может быть скрыта за толщей ткани. То же самое можно сказать и об её окружении. Актёры же, хоть и одеваются бедно, к концу демонстрируют противоположный образ. Они поступают по совести, и понимают, что человечность дороже любых денег.
Каким бы талантливым ни был режиссёр, какими бы красочными ни были декорации и костюмы, без профессиональных актёров спектакль ждёт провал. Скажу честно, я видел не одну постановку этой комедии, и в «У Моста», по моему мнению, артисты подобраны наиболее удачно. Ни в одном исполнителе не чувствуется фальши, каждый здесь привносит что-то своё в героя. Уже упомянутые трагик и комик превосходно выступают как дуэтом, так и по отдельности. Они навсегда западают в сердце своим особым отношением к жизни, проявляющемся в каждом их действии, жесте и фразе. При просмотре сложилось ощущение, что Ильин и Бабошин, сами будучи актёрами, разделяли чувства и переживания путешественников. Анастасия Петрова создаёт образ властной помещицы, дополняя и без того яркий образ Гурмыжской особой манерой речи. Алексей Улановский в роли Буланова отыгрывает сразу двух героев: этот персонаж с разными людьми ведёт себя абсолютно по-разному, и актёр каждую ситуацию наполняет непередаваемыми эмоциями. Харизматичная Улита в исполнении Ирины Моляновой, простодушный Карп Андрея Козлова, Аксюша Анастасии Леднёвой, Пётр Восьмибратов Дмитрия Мурзаева – все без исключения наилучшим образом оживили на сцене героев Островского.
В заключение можно сказать: куда бы жизнь нас ни завела, всегда нужно оставаться людьми. Нам необходимо помнить, что человека делает не парадный наряд и дом с большим участком, а внутренний мир. И я настоятельно рекомендую Вам обогатить свой внутренний мир, сходив на этот чудесный спектакль в театр «У Моста».
Даниил Метель