Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

02.12.2021

«КАМЕДЫЯ»

Как-то пила чай и смотрела в окно как падает снег. Снег красиво падал большими мокрыми комками, а настроение было неважное. Почему спрашивается, чего не хватает? Как не жаловаться на жизнь и ценить в ней то, что уже имеешь?

Сказки для взрослых ещё называют притчами. В притче нет морали, но есть внешняя забавная история и внутренний смысл, а персонажи и ситуации притчи, как правило, предельно обобщены. Герои в спектакле «КАМЕДЫЯ», что идёт в камерном пространстве Зала Мартина МакДонаха в Пермском «У Моста» – белорусские крестьяне, еврей и чёрт.

Зал полный, несмотря на то, что история, названная «архетипичной притчей» идёт «на языке Витебского района Белоруссии» целых два часа.

Что же заставляет взрослых людей выбирать и приходить на спектакль-притчу да на белорусской мове?

Как всегда прекрасен брызжущий энергией колоритный дуэт ведущих артистов Пермского театра «У Моста» Марины Шиловой и Владимира Ильина, которые играют селянина Дзёмку и «жонку его» Маланку. Смешон и трогателен «жыд» Давид – Семён Осокин. Грозен хитрый «чорт». Гражданин с рогами и хвостом передвигается на гироскутере и больше смахивает на мрачного гота, чем на представителя преисподни. На сцене своеобразный парад-алле современных социальных типов в наиболее характерных ситуациях выбора, пристрастий и ответственности. Актёры создают интересные сочные колоритные образы, ярко передают типические характеры и услаждают слух смачной напевностью белорусской речи. К программке спектакля даже прилагается страница с переводом некоторых слов на русский.

Хустка – платок, гадзiна – час, гроши – деньги, шмалец – сало, картофель – бульба. Слово «горилка» – напиток, который любят наши главные герои, в переводе не нуждается. В оформлении сцены задействован самый настоящий грузовик с номером 666АД и целая гора самого что ни на есть натурального картофеля.

Внешний комизм обманчив, он заставляет думать, что режиссёр решил: пусть зритель сполна насладится весёлым, насмешливым зрелищем. Заставляет забыть, что жанр спектакля обозначен как притча, а определение «КАМЕДЫЯ» отделено от жанра и вынесено только лишь в название.

«КАМЕДЫЯ» посвящена глупости человеческой. Ум, глупость – понятия сами по себе изначально простые, общечеловеческие. Но порой взгляды на жизнь и ограниченные интересы делают людей глупыми и заставляют совершать поступки, противоречащие здравому смыслу. Сила личного интереса у недалёкого Дзёмки сильнее и более могущественна, чем его собственный разум. В своих бедах и вылете из рая он винит первочеловека Адама, вкалывает как рабочая лошадь, в перерывах между скандалами, которые ему закатывает жена Маланка, оба находят утешение на дне бутылки, и причины собственных проблем тонут во тьме для обоих. И к великому огорчению, Дзёмка не архитипичный Иван-дурак, который слезает с печи, становится добрым молодцем и одерживает верх над Змеем Горынычем.

История, а пьеса написана в предалеком 1787, нисколько не скучна, пережёвана или стара. Феноменальная глупость не индивидуальное несчастье, а черты общественной патологии. Оперируя такими абстрактными понятиями как жадность, легкомыслие, самоуверенность спектакль помогает зрителям извлекать для себя множество современных оттенков. А главное – в простой на внешний вид истории происходит не только исследование общеморальных понятий. Можно заметить, что если за левым плечом у героя стоит Бес, то за правым, там, где должен находиться его Ангел-Хранитель, никого нет. Дзёмка живёт без Бога, бытие его не освещено Светом, поэтому никто не помогает противостоять искушению, а подтолкнёт в пропасть вовсе не обязательно нечистый, а та же горилка.

Спектакли в театре Сергей Федотов идут нон-стопом, можно прийти днём и уйти далеко за полночь. Так «КАМЕДЫЯ» стала вторым глубоким впечатлением после «Энергичных людей» в один наш пермский вечер.

 

Наталья Памсик, Москва