21.11.2018
«Калека с Инишмана» или Ирландия не такая уж дыра, если...
Мое знакомство с творчеством Макдонаха началось с фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Слава богу, я до него дошла, хотя сначала и не собиралась. Но отзывы были хорошие и... Отличный фильм. Потом был «Залечь на дно в Брюгге». А потом я попала на спектакль «Калека с Инишмана» в театр «У М оста».
1930-е. Маленький остров Инишман где-то в Ирландии. Сколько человек живет на этом острове? 100 человек? 200? В общем, дыра-дырой: там даже кинотеатра нет, фильмы крутят в лавке, вместо экрана - простыня лавочника. И вдруг на соседний остров приезжает съемочная группа. Да не откуда-нибудь, а из Гол-ли-вуда. Снимать фильм о рыбаках. И тут... Я думала, что тут начинается рассказ о столкновении двух миров. Ничуть не бывало. Ни одного киношника нам не показали. На сцене – все те же лица: две немолодые тетушки, калека Билли, Хелен, ее брат Бартли, Малыш Джонни и пр. Островитяне. Люди не богатые и недалекие. Немного смешные. Некрасивые. Но постепенно зритель начинает переживать и болеть за них. И к концу спектакля понимает: все они лучше, чем кажутся вначале.
Знаете, это просто невероятно: как странные, ограниченные, неуклюжие, вроде бы никчемные люди вдруг раскрываются и ты понимаешь, что у них есть сердце, что они щедры и добры. Я очень ценю фильмы и спектакли, после которых есть над чем подумать. После «Калеки с Инишмана» есть над чем подумать. И еще он делает нас добрее. Режиссер Сергей Федотов сотворил маленькое чудо: спектакль о нелепом Билли и его земляках оказался историей о всех нас и для всех нас.
Кстати, «У Моста» – театр пермский, но периодически он показывает свои спектакли в Москве, так что ловите момент.
Екатерина Урзова о «Калеке с Инишмана», показанном театром «У Моста» на гастролях в Москве