05.09.2022
«Ирландский герой – гордость Запада». Рецензия Дарьи Ворончихиной
Спектаклем «Ирландский герой – гордость Запада» Дж. Синга театр откроет V Международный фестиваль МакДонаха, который пройдёт с 1 по 7 октября 2022 года.
Почему именно Джон Синг? И как он связан с Мартином МакДонахом? Синг – признанный классик ирландской драматургии, оказавший огромное влияние на МакДонаха. В каком-то смысле «Ирландский герой..» – энциклопедия по различным видам психологического и физического насилия. И потому при постановке очень сложно не скатиться в «чернуху». Такая задача под силу не каждому режиссёру и театру.
Но Сергей Федотов открыл России МакДонаха – автора, которого называют «Тарантино от театра». За спектакль «Калека с Инишмана» режиссёр получил «ЗОЛОТУЮ МАСКУ». В театральной среде его спектакли стали своего рода каноном постановок по МакДонаху – в них соблюдён идеальный баланс юмора и театральной достоверности.
И потому «Ирландский герой – гордость Запада» получился гомерически смешным, но невероятно поучительным. Дети учатся играя, зрители – наблюдая.
Любой спектакль заставляет проживать несколько жизней через сочувствие каждому герою и переживание за его судьбу и отношения. Спектакль – это и путешествие, и судьбоносная встреча. Погружаясь в условный мир, наблюдая сцены, которые невозможны, а иногда и немыслимы в обычной жизни, накапливаешь опыт. И делаешь это ускоренно, полнее, глубже, интенсивнее. Сэмюэл Джонсон писал о литературе: «Слушая и читая истории, мы становимся полноценнее». Это же относится и к театру.
«Ирландский герой – гордость Запада» переносит нас на 100 лет назад в ирландскую глушь, где из-за отсутствия событий время ощущается как тягучая, вязкая масса. Она буквально обволакивает жителей, и чтобы вырастить хоть какие-то крылья, они пьют. И вдруг застывший временной поток разрезает появление пугающего гостя. Кто он? Зачем пришёл?
Комический эффект из-за появления Кристофера Мехоуна (Вильдан Валиев) вызван противоречием между формой и содержанием. Его боятся, как неопределенности. Глубоко одинокие люди пугают своей тоской по человеческому теплу. Они кажутся странными, потому что не могут «сцепиться» с реальностью. И их отчаянная жажда любви отталкивает интенсивностью желания заполнить внутреннюю пустоту.
Сцена, с которой начинается спектакль, – это своего рода подсказка. Одиноко танцующая мужская фигура – то ли видение, то ли осколок предутреннего сна. Он появляется внезапно и так же внезапно исчезает.
«Герой» живёт в головах других персонажей как фантазия, за которую они цепляются в попытке бегства от реальности и скуки. Это сложно показать, ведь если не будет ощущения, что у каждого актёра за спиной прожитая жизнь персонажа, его боль и характер, зритель этого не почувствует.
Как отношение других влияет на собственное мнение о себе, при условии отсутствия собственного Я? Наблюдая как филигранно Герой подстраивается под любую голову, понимаешь, что если нет своего Я, то Я – это другие.
А как может возникнуть устойчивый образ своего Я, если в глазах самого родного человека – отца – ты никто?
В одной из сцен Герой любуется своим отражением, а от старика Мехоуна (Илья Бабошин) мы слышим: «И постоянно сидит и рожи корчит перед осколком зеркала». Кристи навязчиво ищет образ самого себя. Смотря в зеркало, он как бы подтверждает факт своего существования.
Между отцом и сыном любовь, вывернутая наизнанку. Такая любовь, которая может родиться и жить только в холодных, каменных домах ирландской глубинки. В таком мире, где благословение Господа можно получить за то, что сам Господь не одобряет. Только такая любовь может простить всё, даже преступление.
Весь спектакль – это история «инициации», обряда, который должен пройти Герой, чтобы выйти на другую ступень своего развития. Все, кто встречаются на его пути, играют роли архетипов, причём в одном персонаже часто их несколько. Так, например, вдова Куин (Ирина Молянова) – она и «Плут», разряжающий атмосферу смехом и «Союзник» – в разговорах с ней раскрываются чувства Героя и поднимаются главные темы спектакля.
Шон Кью (Василий Скиданов) – «Привратник» – небольшое препятствие, которое должен побороть Герой, чтобы быть с любимой.
Но главное испытание – это символическая битва с отцом. И выйдя из неё победителем, Герой наконец обретает себя.
Дарья Ворончихина