Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.11.2018

«Ирландия не такая уж и дыра…»

Чем запомнится спектакль «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста».

Пермский театр «У Моста» вновь побывал в Екатеринбурге с гастролями. Театр «У Моста» – это единственный в мире мистический театр, обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат международных фестивалей. Нашему зрителю пермский театр показал три спектакля на сцене Екатеринбургского театра кукол: «Вий» по мотивам произведения Николая Васильевича Гоголя, «Лейтенант с Инишмора» и «Калека с Инишмана» по мотивам пьес одного из самых скандальных драматургов современности Мартина МакДонаха. Чем запомнился завершающий гастроли в Екатеринбурге спектакль – в нашем материале.

Действие в спектакле «Калека с Инишмана» разворачивается на забытом всеми маленьком ирландском острове Инишман – это место, где обитают самые несчастные люди. Их жизнь не несет никакой цели, они просто заключены в мире, который сами считают «дырой». По сценографии и костюмам можно понять о времени – 30-е гг. XX столетия. Вся интрига строится вокруг главного героя – калеки Билли, «несовершенный» образ которого воплотил Василий Скиданов. Основная беда Билли в том, что ему опротивело никчемное существование в теле калеки: он молод, но уродлив, он умен, но его ум никому не нужен. Билли не пригоден для острова, и в своем смирении он находит пустое занятие – смотреть часами на коров, за что многие считают его полоумным.

Василий Скиданов создал образ человека «без роду и племени», изначально Билли не должен был оказаться на острове, но благодаря усилиям пустозвона Джони Патинмайка (Илья Бабошин) его участь – коротать бесцельное время в доме «тетушек» Кейт (Анна Анисимова) и Эйлин (Екатерина Пономарева). Зритель так и не узнает, что же на самом деле произошло и как Билли оказался здесь, за множеством версий нет ни одной, которая казалась бы правдой.

Одна из характерных черт пьес МакДонаха – семантическая деконструкция реплик, однако в отличие от абсурдистских пьес произведения МакДонаха несут смысловую нагрузку: автор создает настоящую историю за, казалось бы, простой «бесфабульной» композицией. Режиссер Сергей Федотов очень тонко вошел в струю МакДонаха и сформировал «мир простых людей», не способных выражать свои мысли и чувства словами, но способных выразить их отношением и поступками. Так, тетушки и Патинмайк, будучи на первый взгляд ограниченными потасканными идиотами, на самом деле одни из самых человечных людей на острове, для которых единственным смыслом жизни стал Билли. Кроме них есть еще маленькая разбойница Хелен (Мария Новиченко) – эта рыжая бестия вызывает бурю эмоций с первой минуты появления: она очень громкая, все время груба, дерется, все мужчины на острове боятся бойкой девушки, но только не калека Билли. Ее энергия, раскрепощенность, уверенность и яркость притягивают его, словно мотылька к огню. И именно мечты о Хелен помогают Билли жить, как горящему отраженным светом.

Все место действия – Инишман, помещение одно, формально меняются лишь скамейки и табуретки – их с одного места передвигают на другое, но в остальном мы видим единство, все одно и то же, не имеет значения, где находится герой. На Инишмане все забыто, у каждого все, как у всех.

Несмотря на «комедийность», постановка кажется совсем не столь светлой, как это принято для легкого жанра, актерская игра столько чувственна, что невольно заставляет переживать за дальнейшее существование калеки Билли, ведь, несмотря на обретенное счастье, нельзя считать, что все будет хорошо в этой «сказке», поскольку пьеса обладает глубоким философско-психологическим смыслом, что никак не отвечает канонам конкретного жанра. История одного человека превращается в историю человечества – так Сергей Федоров может окрестить свой спектакль.

Основатель театра «У Моста» – Сергей Федотов, он же – художественный руководитель и автор большинства спектаклей. Федотов мастерски выстраивает для зрителей «мост» между реальным и потусторонним мирами.

 

Ксения Альпинская

Московский Комсомолец (Екатеринбург)