Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.02.2022

«Франкенштейн»: театральный триллер с философским подтекстом

Спектакль «Франкенштейн» в постановке Сергея Федотова впервые был показан на сцене театра «У Моста» 29 декабря 2012 года. Тогда новая постановка вызвала огромный интерес у публики и стала главным событием и хитом традиционных Рождественских встреч. И хотя с момента премьеры прошло уже более девяти лет, этот уникальный спектакль продолжает пользоваться неизменной популярностью у  зрителей: недавние январские показы «Франкенштейна» в театре «У Моста» снова прошли с аншлагом.  

Триллер Сергея Федотова «Франкенштейн» является оригинальной театральной версией готического романа Мэри Шелли, написанного почти 200 лет назад. С появлением кинематографа этот роман стал ещё более популярен – он экранизировался более 20 раз. За рубежом делались и театральные постановки, но в России до Сергея Федотова никто не отваживался ставить на сцене столь сложную для театрального воплощения фантастическую историю. Однако для художественного руководителя и режиссёра театра «У Моста» нет ничего невозможного, и пермский спектакль «Франкенштейн» стал первой театральной постановкой знаменитого романа в России.

Известный своей мистической направленностью, театр «У Моста» многократно удивлял зрителей абсолютно уникальными и неожиданными сценическими решениями и совершенно невероятными спецэффектами. В спектакле «Франкенштейн» режиссёру удаётся показать на небольшой сцене театра практически все основные эпизоды романа, быстро сменяя мобильные декорации и главных персонажей. Действие происходит то на корабле во время страшного шторма, то на великолепном красочном балу во дворце, то в жутковатой лаборатории талантливого учёного, то на деревенской ферме, где находит себе временное пристанище скрывающийся от людей монстр. Сцены молниеносно следуют одна за другой, не давая зрителю расслабиться ни на секунду – спектакль пролетает, что называется, на одном дыхании.

Главную роль учёного Виктора Франкенштейна блистательно играет один из ведущих актёров театра «У Моста» Валерий Митин. Действие сюжета охватывает период в несколько лет, и в начальных сценах спектакля актёр, изображающий студента, выглядит, пожалуй, несколько возрастным для своей роли, но в дальнейшем, по мере развития образа, этот диссонанс исчезает. 

Создание и оживление на сцене ужасного чудовища требует не только огромного количества специально подготовленных эффектов, но и невероятного актёрского мастерства. Роль Монстра великолепно исполнил актёр Александр Шаманов. Его герой невероятным образом сочетает в себе совершенно не сочетаемые качества: великолепное мускулистое тело покрывают отвратительные шрамы, превращая красоту в уродство, а огромная внутренняя потребность в любви и понимании оборачивается беспощадным стремлением убивать, чтобы отомстить за жестокое предательство. Столь же противоречивые чувства вызывает это несчастное создание и у зрителей: здесь и отвращение, и жалость, и глубокое сострадание…  

Монстр в исполнении Шаманова напомнил булгаковского Шарикова из «Собачьего сердца», и это наверняка не случайное сходство, а задумка режиссёра. История создания гениальным учёным нового живого человеческого существа ставит перед творцом глубочайшие философские и нравственные вопросы, призывая его к ответственности не только за судьбу своего «детища», но и за всё, им содеянное. Зритель же вправе пойти в своих размышлениях ещё дальше и задуматься о важности этической стороны научных исследований, о праве человека вторгаться в области, касающиеся жизни и смерти, и, конечно же, о том, что на самом деле превращает человека в злого и жестокого монстра. И снова вспоминается Булгаков, гениально написавший в «Мастере и Маргарите» о том, что нет злых людей, есть только люди несчастливые.

Спектакль «Франкенштейн» оставляет после просмотра огромное количество самых разных эмоций и впечатлений. В этом, пожалуй, и заключается одно из главных достоинств режиссёра театра «У Моста» Сергея Федотова – умение через свои спектакли проникнуть глубоко в сердце и достучаться абсолютно до каждого зрителя, даже если зритель пришёл в театр исключительно с целью посмотреть «ужастик» со спецэффектами.

 

Ирина Малютина

Портал журнала «Особая»