28.08.2022
«Франкенштейн» или ощущение присутствия монстра
Мистический триллер, будоражащий сердца и леденящий душу каждого, кто услышит его название, открыл 35-й театральный сезон в «У Моста». Наверняка, многие из вас догадались, что речь идёт именно о «Франкенштейне».
Роман, принёсший безоговорочную мировую славу его писательнице Мэри Шелли, дюжину раз был экранизирован, однако кажется практически невозможным его театральная интерпретация.
“И именно такие невозможные вызовы принимает театр «У Моста»”, – напомнил Сергей Федотов, художественный руководитель театра, выступивший перед зрителями с небольшой речью в качестве приветственного слова.
35-й театральный сезон обещает много интересного. Самое примечательное – это, конечно, Международный фестиваль МакДонаха, который соберет под крышей театра актёрские труппы разных стран в период с 1 по 7 октября. В репертуаре театра зритель так же сможет увидеть и новые спектакли, например, древнеирландскую комедию «Ирландский герой – гордость Запада», так и излюбленную классику, например, тот же «Франкенштейн».
С первых секунд зритель погружается в таинственную атмосферу чего-то до мурашек ужасного: об этом говорят погодные условия – шторм, эмоциональное состояние людей – страх. А затем устами Виктора Франкенштейна мы слышим рассказ о том, что рядом с нами обитает настоящий монстр. Действительно, ощущение присутствия монстра создаётся мастерски: громкая музыка, которая специально как бы давит со всех сторон, заставляя зрителя прислушиваться к голосам актёров, выискивая нужные звуки; туман, который то и дело появляется на сцене, преграждает визуальный контакт с ней, как бы говоря о том, что мы видим далеко не всё… что перед нами взаправду скрыта тайна.
Затем мы возвращаемся в прошлое, чтобы проследить всю цепочку событий. Перед нами приятный европейский колорит прошлых веков, в котором жизнь не течёт размеренно, а бурлит, создавая даже некий сумбур, который здесь является вполне оправданным, поскольку иными способами показать экспозицию литературного материала даже не представляется возможным. И всё здесь так прекрасно, как в лучших мечтаниях: сын, который поступает в престижный университет (Виктор Франкенштейн в исполнении Дмитрия Мурзаева), продолжая докторское дело своего отца (его, кстати, играет несравненный Владимир Ильин), предложение руки и сердца поистине любимой девушке, а не по расчёту (Элизабет, роль которой трепетно исполняет Анна Анисимова), рождение новой жизни – у Виктора появляется брат, однако, при родах он забирает жизнь своей матери.
И здесь у главного героя появляется безумная идея спасения. Тема «спасения» является одной из ведущих: кого на самом деле нужно спасать? И как это сделать? Возможно ли спасти заблудшую душу. Да и есть ли она – душа?
Известный эксперимент по созданию новой жизни из частей уже ушедших в мир иной людей поставлен Сергеем Федотовым ужасающе. И всё так и должно быть: мы наблюдаем за криками, видим кровь, слышим напряжённую музыку, следим за глазами Виктора, которые наполнены одновременно и страхом, и решимостью. И когда кажется, что эксперимент не удался, восстаёт он – монстр Франкенштейна (в исполнении Александра Шаманова). Однако вместо податливого существа, готового вновь познать прелести нашего мира, получается нечто безобразное, наделённое при этом не дюжей физической силой. Монстр сбегает, оставляя своего создателя на поле экспериментов.
Люди, встречающиеся на пути беглеца, боятся его, бьют, сторонятся. Однако почему? Потому что он не такой, как все? Неужели внешность и правда важнее? А монстр, между прочим, умеет играть на музыкальных инструментах, читать, размышлять. Но никому это не интересно. Он задаёт себе правильный вопрос: зачем его создали таким? И в отличие от нас он знает, где найти своего создателя. Конечно, это аллюзия на поиск смысла жизни, который искали в античные времена, во времена Мэри Шелли, продолжают искать и в 2022 году. Какова наша миссия? Одиноки ли мы во Вселенной?
Добравшись до своего создателя, монстр говорит, что всё достаточно просто: он хочет нежности, тепла и любви. И понимает, что не может получить это от обычных людей. Его сердце разрывается. И он просит Виктора создать ему подругу, такую же, как он, такого же монстра.
Финал истории мы встречаем там же, где начали повествование. Такая закольцованность говорит о том, что у истории нет начала и конца, а есть лишь границы, описанные автором, показанные театром. История вечна, как и её философский смысл.
На протяжении всего спектакля искренне удивляешься тому, как маленькая сцена театра «У Моста» показывает невозможное. Да, легко представить, как огромные современные сцены других театров с новыми механизмами то опускаются, то поднимаются, изменяя пространство постановки, но вот от этой сцены такого точно не ожидаешь увидеть. Зритель оказывается в разных местах: дом Франкенштейнов, настоящий корабль, лаборатория Виктора, учебные классы университета, городские улицы. И то, как быстро, за считанные секунды, преображается сцена, вызывает истинное восхищение.
Настоящий «Мерседес» (спектакль «Лягушки в шампанском») и почти настоящий корабль. Чем ещё способен удивить нас театр «У Моста»?
Любой спектакль невозможен и без актёрской труппы. Поистине сложно что-то поставить, когда действующих лиц так много. И всё здесь продумано: даже в массовых сценах одежда, грим, внешний вид не вызывают никаких вопросов. Все платья – прекрасные, все матросы – запоминающиеся, все горожане – страдающие. И в этом водовороте страшной истории есть два потрясающих артиста, которые вызывают смех в самые неожиданные минуты истории: Василий Скиданов, исполняющий роль Генри, университетского друга Виктора, и Илья Бабошин, он же помощник Игорь. Харизма этих артистов крадёт каждую секунду их появления на сцене. Браво!
Безусловная мистическая классика – триллер «Франкенштейн» – это то, что делает театр «У Моста» именно таким: мы видим загадочную историю, мы прикасаемся к классике, мы проживаем маленькую жизнь, длиною в 2 часа с антрактом.
Валерия Симпатова