07.04.2019
«Этак, пожалуй, вся Россия должна застрелиться»
В 1842 году была издана небольшая, и, как считается, незавершенная, но тем не менее, славная пьеса Гоголя «Игроки». А в 1994 году прошла премьера этой пьесы в Пермском театре «У Моста». И вот, спустя 25 лет она снова вернулась на нашу сцену, дабы классическим языком донести до нас нечто новое – то, что увидим только мы.
Что помогает пьесам Гоголя оставаться смешными и увлекательными столько лет? Их укорененность в русской реальности, демонстрация нам самых абсурдных ее сторон. «Как у Гоголя!» – восклицаем мы, встречаясь в повседневности с гротескными ситуациями, которые, казалось бы, происходили уже столько раз, но ничему людей не научили. Пока театр пытается показать жизнь, сама жизнь все более приближается к театру. К бесконечной сцене, где и мне, и вам, приходилось не раз играть и перевоплощаться, желая достичь успеха или просто потешиться. Ведь жизнь картежников и мошенников, которых мы видим на сцене, – это не просто получение легких денег, это удовольствие от самого лицедейства, без которого можно и заскучать. Это жизнь в высшей степени «абсурдного человека», для которого сама смена масок – и есть его истинное Я. Потому-то Ихарев и не стремится к спокойному существованию в деревне. Он не расчетливый экономист, он свободный художник и свободный философ финансовой жизни, или хотя бы хочет быть таковым.
Что делает Гоголя актуальным и по сей день? Нам может подуматься, что такой способ заработка – дело мелких шулеров да разбойников? Но ведь это самообман, и самый сладкий. Присмотритесь лучше! «Плутом можно сделаться в одну минуту, а ведь тут практика, изученье», – говорит Ихарев. Где только не учат у нас плутовать да обманывать? – в бизнесе и политике, в университетах и на школьной семье, по телевизору и в семьях. Сколько сфер жизни, где изысканный обман возведен в ранг науки или искусства! Только самым достойным и самым искренним плутам в сегодняшнем мире повезет переплутовать всех, да дуракам, которые по жизни идут и ухом не ведут. Неужто всем честным людям застрелиться в этом мире иллюзий? Нет, им надо идти в театр – мистический театр!
Что делает Гоголя писателем-мистиком? Черти, да мертвые души, но не только. Ведь материя обмана – самая что ни на есть мистическая. Вот мы видим изысканного почтенного старика в меховой шапке, в исполнении приглашенного артиста из Русского театра Эстонии – Владимира Антиппа. Он пленяет нас своей разумностью, сдержанностью и радением о семье. Но тот ли он, кем нам хочется его видеть? Не только в играх и кутеже место обману, как быть с образом добродетели? Как отличить искренние помыслы от актерской игры, коли честь порой так дорого ценится? Актер может играть вполне искренне, отдавая себя, свою душу роли. И вот мы видим первого вора и обманщика, кто, почуяв «свое племя», как на духу выложил секреты мастерства, предложил ворам дружбу и познакомил их с возлюбленной своей – «Аделаидой Ивановной». Но чтобы иной мог выиграть, кто-то должен проиграть! Нет, в мире-театре расслабляться нельзя, коль уж вышел на скользкую дорожку, надо идти по ней до конца!
Роман Гайшун