04.05.2018
«ЕСЛИ ТРОНУТЬ СТРАСТИ В ЧЕЛОВЕКЕ…»
Много удивительных «песен» звучало в театре «У Моста», но есть одна особенная, ни с чем несравнимая, которая однажды попадет в ваше сердце, как острая стрела, и останется там навеки…
Еще со школьных времен нам хорошо знакома повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет». Чаще всего, с уроков литературы, запоминается «маленький человек», чиновник, полюбивший безответно женщину из дворянского общества и застрелившийся по этой причине. Кто-то осуждает бедолагу, жалеет, а кто-то любит Георгия Желткова всем сердцем и ждет его всю жизнь.
Этот трепетный спектакль «Гранатовый браслет», созданный режиссером Аллой Чепиногой по пьесе Ольги Клименковой, стал сокровенной тайной, которую хочется бережно нести сквозь годы, как единственную наивысшую ценность.
До сих пор помню, как сама волновалась перед первым спектаклем, ибо так притязательна к тому, что связано с любимым… Но вот на сцене появляется Андрей Воробьев в главной роли – Желтков, и я, улыбнувшись, расслабилась, потому что поняла в этот миг, ожидания будут оправданы более, чем мне хотелось.
Если вы беспокоитесь перед спектаклем за образ этого героя, сформировавшийся в вашей голове, то не зря, ибо Андрей Воробьев заставит вас поверить в одну истину, хоть и иллюзорную: Желтков – это он. Здесь нет актерской игры, здесь живая до боли человеческая история любви, здесь огромное сердце, желающее быть услышанным и понятым.
Нет сил, чтобы просто поднять глаза и посмотреть на сцену, когда раздается голос Желткова. Страшно соприкоснуться вживую с тем, что привык отрицать, прятал, закрывал на сто замков: настоящей любви не существует. А тут, перед вашими глазами, образ чистой и искренней любви. И какая она беззащитная в этом огромном мире, полном других важных и ненужных вещей. Несвоевременная, бессмысленная, неконтролируемая, необъяснимая… У каждого человека найдется миллион отрицательных причин, чтобы потерять самое ценное.
Андрею Воробьеву удалось показать в Желткове не жалкого «маленького человека», а сильного человека, для любви которого не существует земных законов, социальных статусов, денег и любой другой материальной глупости. В связи с этим, вспоминаются слова одного замечательного преподавателя русской литературы Т.Н.Фоминых: «Человек, у которого есть любовь, свободный человек. Над ним никто и ничто не имеет власти».
Очень часто, в крайне эмоциональные моменты, смотрю тайно на лица зрителей, попадающих в поле зрения (обязательно попробуйте, вы откроете для себя что-то новое). Пыталась понять, что чувствует каждый, наблюдала за реакцией, губами и глазами. Как хорошо, что именно на этом спектакле многие не знали, что кто-то видел их открытые души…
Хотелось обнять каждого в этом зале, ведь в этот момент им открывалась важная истина, пусть немногие могли передать это словами. Но поверьте! Я своими глазами видела, как взрослый мужчина-скептик взволнованно, беззащитно с задумчивостью трогал свою шею, как женщина справа грустно смотрела на своего мужа, который не смотрел на нее и даже не подозревал о ее грусти, как тяжело вздыхал рядом пожилой мужчина, как хихикала молодая девушка, убежденная, что большая любовь рядом с ней.
«А что если бы…» существует с нами на протяжении всей жизни и мучает безжалостно. Ведь жизнь – это бесчисленное количество вариантов событий, которые могли с нами произойти, но не произошли по каким-либо обстоятельствам: заболел, проспал, не хотелось, настроения не было… Почему так много несчастливых и одиноких людей, даже если с ними есть кто-то? Как в миллионном городе человек может быть одиноким? Когда был шанс на счастье и когда упущен?
И вот на этом спектакле «мостовцы» помогают достать тебе из сердца-чердака то, что пылилось и пряталось в тебе долгое время, возможно годами. Больно, но надо. Ведь так, и правда, можно зря прожить. Этим спектаклем они говорят нам самое важное, забытое. Как, однако, хорошо, что есть, кому напомнить! Ведь здесь ты перестаешь быть одиноким, наедине с собой, прячась внутри себя. Ведь мы точно знаем, что каждый из нас, каждая женщина и каждый мужчина, желает, чтобы их также любили, безусловно и навсегда.
Очень радует, как гармонизируют все герои на фоне двух параллельно существующих, разных жизней – беспечная и полноценная Веры Шеиной (Боровская Алевтина) и одинокая и обреченная Георгия Желткова (Воробьев Андрей). Это уникальная особенность театральных постановок «У Моста»: критично осуждать кого-то из героев никогда не получается.
Не за что упрекнуть мужа Веры – Василия Львовича (Бабошин Илья). Хороший человек, любит по-своему, пусть не до умопомрачения, но в той предельной степени, которая позволительна для сущности этого человека, старается сделать все, чтобы порадовать свою любимую женщину. В этой роли актер Илья Бабошин открывается совсем с другой стороны: заботливый и чуткий человек, способный на мягкость и нежность. Роль влюбленного мужчины, оказывается, очень даже ему идет.
Сестру Веры, также замужнюю женщину, Анну Николаевну (Проскурина Виктория), из-за ее горячности, необузданности, непостоянства не назовешь плохим человеком. Она иная, она ищет настоящую любовь. А за то, что касается любви, как говорят, не судят. Каждый из героев со своим особенным внутренним миром, со своим характером и местом в жизни желает одного.
Сама Вера (Боровская Алевтина), существуя в гармонии и цельности (ее мир удивительно солнечный, наполнен теплым светом) не перестает тяготиться непонятным желанием и томлением. К сожалению или к счастью, ее цельность возможна лишь с той родственной душой, назначенной, возможно, самим Всевышним. Ведь не нами же решается это, в конце концов…
Какое темное и таинственное существо – человек. «Если тронуть страсти в человеке, то, конечно, правды не найдешь…», – Сергей Есенин правильно понял, что в человеке ничего не разберешь. Как хочется разгадать эту тайну… Но стоит ли? Может быть, вся суть в этой загадке, в этой странности, внезапности, случайности?.. Вся суть жизни, не в предопределенности и механичности, а в ее настоящей, бурлящей субстанции. Может быть, не так страшно быть живым и настоящим, не бояться искренних поступков?
Без страха посмотреть на сцену, услышав голос Желткова (Андрей Воробьев), испытать смесь чувств из восторга, грусти, терзания. Конец действия. Он на стуле со словами: «Да святится имя Твое…» Неужели, все? Испуг, что так и останешься, непонятно существуя в пространстве. Нет слез. Сдерживаешься. Ах, как прискорбно! И вот звучит великолепный пронзительный романс (музыка композитора Лоры Квинт). И единение голосов Алевтины Боровской и Андрея Воробьева. Какое прекрасное чувство… И все. Дрожь в подбородке, и они льются. Чистые тихие слезы. И во всем зале душевная нагота и утирание слез.
Это раздавило и убило, в совершенном смысле этих слов, для того, чтобы ты вновь воскреснул со словами: «Нет, нет, – он меня простил теперь. Все хорошо».
Ольга Татаурова