Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

30.11.2021

«ЭНЕРГИЧНЫЕ ЛЮДИ», Василий Шукшин

Малоизвестный факт, что Шукшин писал ещё и пьесы для театров. «Энергичные люди», которые названы им «сатирической повестью для театра», были написаны в 70-х годах XX в., главными героями выступали спекулянты, на одного из которых жена написала жалобу в прокуратуру.

Казалось бы, к сегодняшнему моменту все персонажи просто обязаны были отмереть вместе со временем, которое их породило. Но как говорил Шукшин «сюжет – это характер», так и режиссёру Сергею Федотову в этой истории не столько важен сюжет, сколько характеры. Все персонажи находятся в одинаковой ситуации, у каждого своя лексика, психология, тип мышления.

До сих пор тема выглядит уморительно смешной, ведь ирония Шукшина придаёт многим его рассказам характер фельетона. Но что особенно замечательно – время полностью обнулило сатирическую заострённость текста, поэтому герои спектакля не терпят в наших глазах морального ущерба, мы смотрим на них не с отстранённым любопытством посетителя музея на окаменевшие артефакты, а через свежий современный взгляд. «Энергичные люди» актуальны для наших дней не по трагикомической форме, в них внезапно становится актуальной сама идея – «смелому горох хлебать, а слабому и пустых щей не видать». Сейчас подобный жанр называют черной комедией, а переживания героев вызывают не осуждение, а гомерический хохот, без малейших признаков насмешки или злорадства. Когда-то давно их называли ловкачами, ругали и одновременно завидовали, когда-то они были всемогущими и «доставали дефицит», а потом в момент перехода в новое социальное бытие, их так называемая «энергичность» обратилась в «предпринимательскую жилку» и умение делать коммерцию успешной. Поэтому героев вполне можно назвать патриархами будущего российского бизнеса и отцами сегодняшних бизнесменов.

Безусловно, интрига была бы мелкой без присутствия в ней любви и ревности. Собственно эти чувства и стали главной причиной, по которой жена главного героя не накатала бы жалобу в соответствующие органы на своего мужа Аристарха Петровича Кузькина, после обнаружения в кармане пиджака любовной записки от некоей Сони. Угроза поступила в самый неподходящий момент, Аристарх Петрович вместе с друзьями красиво гулял. Развесёлая компания сидела за «шампанским, коньяком и икрой в баночках», и, наклюкавшись, играли в игру «полёт журавлей».

На сцене была с подробной точностью воссоздана двухкомнатная квартира времен СССР, с привычной и легко узнаваемой всеми обстановкой – коврами на стенах и сервантами с посудой. В одной комнате царило бурное мужское веселье, в другой – обиженная и переполненная ревностью Вера Петровна коротала свой скучный вечер за просмотром телевизора.

Мужская актёрская компания превосходна! Валерий Митин – Аристарх, Андрей Козлов – Брюхатый, Чернявый – Александр Шаманов, Курносый – Илья Бабошин, Сергей Мельников – Лысый и Вячеслав Леурдо – Человек с простым лицом. Актёры уходят от штампов, и каждый ярко наполняет свой образ до краёв, что называется, сверкают. Изумительная Регина Шнигирь – Вера Сергеевна, и Милена Хмылова – Соня, которой всегда отлично удаются юморные образы.

В первый раз вижу Регину Шнигирь, которая, наконец, играет свой возраст, а не сумасшедших бабок, в которых она, конечно, не менее великолепна. Оказывается, и в такой достаточно одномерной роли, можно быть тонкой и наполнить этот образ нежной женственностью. В театре, наверное, самое сложное – играть Женщину, когда женская душа просвечивается не в разного рода словесных перепалках и товарном обрамлении, а через любовь.

Как всегда у Федотова спектакль получился вихревым, зритель затянут в эмоциональную воронку безумств, творящихся на сцене. Как всегда у Федотова есть какая-то магическая склейка всей сюжетной карусели в единое целое. И как всегда зритель уходит с его спектаклей заряженным и пробуждённым к жизни и радости.

 

Наталья Памсик, Москва