Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.12.2022

«Дракула» в «У Моста»

Образ Дракулы уже давно стал культовым. Трансильванский граф прошёл через бесчисленное множество экранизаций и переосмыслений, став, по сути, основой для всех вампиров в современной поп-культуре. Сергей Федотов, конечно же, не обошёл стороной роман Брэма Стокера, так подходящий по духу театру «У Моста».

Сюжет романа, взятый для постановки, верен первоисточнику: юрист Джонатан Харкер отправляется в Трансильванию, чтобы заключить сделку о покупке участка в Лондоне неким графом Дракулой. Клиент Джона оказывается вампиром, жаждущим крови. Он берёт героя в плен, а сам отправляется в Англию, где ему должны противостоять верные друзья Харкера. Спектакль обогатил сюжет и новыми деталями: Дракула предстаёт перед зрителями не как примитивный злодей, а как полноценная личность со своими переживаниями. Его персонаж наделён полноценной любовной линией, затрагивающей вопросы привязанности, ценности жизни, неотвратимости смерти.

Спектакль завлекает своей атмосферой. Мрачные декорации, свечи, двери с жуткими гримасами – ещё до начала действия зрителя пропитывает дух мрачного замка, кишащего кровопийцами. Далее градус напряжения только усиливается. Всё происходящее, и без того жестокое и пугающее, сопровождается криками несчастных жертв, воем свирепых волков, звоном цепей обезумевшего пациента психлечебницы... Иными словами, отчаяние и безысходность так и лезут со сцены, окутывая зрителя тёмными щупальцами ужаса.

Стоит отметить хорошо выполненную работу Сергея Федотова над постановкой. Оригинальный режиссёрский ход, чёткое разделение Трансильвании и Лондона. Так, в замке графа преобладают тёмно-зелёные и голубые цвета. Спокойный Лондон же предстаёт перед нами домашним жёлтым. Пока Джонатан Харкер (Василий Скиданов) лицом к лицу встречается с бесчеловечностью и жестокостью в самых извращённых её проявлениях, другие герои живут обычной жизнью: ведут светские беседы, шутят, влюбляются. Оттого момент, когда вампир перебрался в Англию, вызвал у меня сильнейший эмоциональный отклик. Два мира, по сути, наложились друг на друга. Жизнь персонажей, которых ты до этого видел исключительно в светлых около юмористических сценах, стремительно рушится.

Из достоинств постановки хочется отметить так запавший мне в душу танец Дракулы (Александр Шаманов) и Мины (Татьяна Голендухина). Блестяще отработанные движения лучше любых слов отражают страсть между героями. Было чёткое ощущение, что передо мной в этот момент были не актёры, а те самые персонажи, полные любви, но, в то же время, сомнений и переживаний.

Другая хореографическая находка спектакля – вампирши, сыгранные Региной Шнигирь, Екатериной Пономарёвой и Анастасией Леднёвой. Их движения элегантны и притягательны, они синхронно перемещаются по сцене, словно единый организм. Идеально выверен баланс между грацией и некой нарастающей угрозой.

Что до игры актёров, то каст, безусловно, сильный. Александр Шаманов хорошо справляется с ролью Носферату, отыгрывая сурового, повидавшего жизнь князя тьмы. Меня зацепила противоречивость Дракулы Шаманова. С одной стороны он всем своим видом, всеми своими действиями демонстрирует, какой он грозный, яростный и опасный, а с другой ты понимаешь, что перед тобой сломленный человек. Каким бы опытным и могущественным он ни был, он не лишился людских слабостей.

Примечательно и то, как персонажи взаимодействуют друг с другом на сцене. Эмоциональный Джонатан Харкер контрастирует с холодным графом, вдумчивая Мина с более легкомысленной Люси (Алевтина Боровская).

Отлично запоминается «четвёрка», образовавшаяся из Артура Холмвуда (Вильдан Валиев), Квинси Мориса (Дмитрий Мурзаев), доктора Стюарта (Семён Осокин-Портной) и Ван Хельсинга (Илья Бабошин). Каждый из этих героев обладает ярким характером, а обаяние, которым наделяют их актёры, заставляет переживать за всех персонажей вплоть до развязки.

Таким образом, спектакль «Дракула» умело обращается с известной историей, филигранно дополняя её деталями, которые, может, и не меняют сюжет в корне, но делают его более проработанным и увлекательным. В постановке использованы всевозможные театральные приёмы, оставляющие после себя неповторимый опыт. С «Дракулой» театра «У Моста» должен ознакомиться каждый.

 

Даниил Метель