Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

26.12.2023

«Доктор Борменталь, что мы натворили!»

Товарищи граждане, сообщаю вам, что человек по имени Василий Скиданов – настоящая собака! Абсолютно натуральный пёс Шарик! И как это он дошёл до такого состояния и превратился в собаку – обыкновенная мистика, а попросту, пёс его знает!

«Собачье сердце» в режиссуре Сергея Федотова безупречно! Идеальный Булгаков! Живая книга!

Нельзя не удивляться отсутствию какого-либо жёстко закрепленного амплуа у всех артистов Пермского театра «У Моста». Возьмём Василия Скиданова. Его внешность и комический талант как нельзя лучше вписываются в чёрно-белый трагифарс макдонаховских пьес, и кажется, что роли балбесов сидят на нём как влитые. Но Федотов продолжает расширять диапазон его актёрских возможностей, доверяя самые разноплановые образы. И вот он неузнаваемый выходит на сцену в роли бескомпромиссного Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», утонченного Актёра в горьковском «На дне», потрясает звериной жестокостью в спектакле «Зверь». В «Собачьем сердце» Скиданов уже опускается на четыре лапы, простите, конечности, и органично превращается в настоящую собаку подобно оборотню. А потом из собаки вновь пытается стать человеком.

После каждого спектакля в «У Моста» за кулисами обязательно происходит «разбор полётов», а вот как готовят себя актёры до выхода на сцену – тайна за семью печатями. Главное, что у Федотова они всегда выходят на сцену уже «горячими».

Так и в «Собачьем сердце» уже буквально с первых секунд включат эмпатию, когда в густом полумраке на сцене сидит собака-Скиданов и горюет о своей собачьей доле. Этот ласковый, больной, заброшенный пёс, который всё слышит и понимает, как будто он человек, мгновенно находит отклик в зрительском сердце. Через считанные мгновения каждый в зале уже тотально вовлечён, готов подвывать несчастной собаке и горит желанием немедленно бежать и побить бессердечного повара, ошпарившего ему бок.

Разительная метаморфоза происходит с актёром во втором действии. Возникает забинтованный некто, вместо лая звучат хриплые ругательства. Шарика больше нет, перед нами Шариков – дефективная дегенеративная личность. Актёр исключительно правдиво обнажает человеческую душу в собачьем обличье, и скотскую – в человеческом.

Медицинский дуэт врачей в спектакле прекрасен. Илья Бабошин играет барственного профессора Преображенского, а Артём Пицык – начинающего доктора Борменталя. Высокомерие на лицах людей, считавших, что совершили рывок в науке, сменяется сначала озабоченностью, потом усталой опустошенностью и отчаянным осознанием совершённой ошибки. Сам профессор, так лихо меняющий человеческие органы на животные, к финалу как будто съёживается, теряет апломб и самоуверенность, превращается в старичка в халате. Эксперимент пересадки собаке гипофиза от трупа человека заканчивается провалом. Филипп Филиппович не Бог, а Полиграф Полиграфыч –  его корявое «творение» и жёсткая пародия на пролетариат, который «старый мир разрушил» и собирается из «никем» стать «всем».

В каждом без исключения спектакле Федотов как маг умеет раздвигать на сцене трёхмерное пространство, превращая его в «пятое измерение». В «Собачьем сердце» вновь блестящее сценографическое обрамление. На сцене перед зрителями реальная профессорская квартира, на накрахмаленной скатерти в столовой чинно обедают и наливают водочку из хрустального графина. В магическом пространстве операционной белые кафельные стены, в ванной, где Шариков гонялся за котом и сорвал кран, как из преисподней вырываются клубы горячего пара. Входная дверь в квартиру постоянно хлопает, и в неё врываются кожаные революционные товарищи во главе с безумным Швондером.

Каким-то непостижимым способом, глубинным инстинктом Федотов схватывает и переносит на сцену самую суть произведения, самый важный смысл, не упуская ни множества важных деталей, ни второстепенных для сюжета нюансов, оживляя не только героев, но и буквально каждую букву первоисточника.

На вопрос, при помощи каких магических методов режиссёр Сергей Федотов ровно 35 лет ведёт свой театр, выпускает свои потрясающие спектакли, которые всегда собирают переполненные залы, как в России, так и на гастролях в других странах он отвечает так: «Секрет в том, что мои актёры умеют работать с энергией, излучать и одновременно получать её от зрителей. Эти волны создают особую атмосферу театра «У Моста» – своего рода энергетический Мост между зрителем и актёрами».

 

Наталья Анисимова (Москва)