03.11.2023
«Декорации встали, как родные»
Пермский театр «У Моста» показал третий спектакль – гоголевского «Вия». Очень печально, что этим спектаклем трёхдневный гастрольный тур в столицу КБР завершается. Пермский театр покорил всех: три театральных дня с оглушительным успехом стартовали «Ханумой» в Кабардинском театре, не менее оглушительно финишировав «Вием» в Музыкальном.
Интриги происходящему прибавляло то обстоятельство, что ещё перед «Мачехой Саманишвили» главный режиссёр и основатель театра Сергей Федотов обещал, что на «Вие» даже мужчины в зале будут падать от страха с кресел, хотя «У Моста» является театром классическим и ничего не «осовременивает». Потом, уже перед спектаклем, выяснилось, что «Вий» предстаёт перед зрителем ровно таким, каким зритель его видит: если смотрит смеясь, то «Вий» смешной, если боясь, то страшный, если философствуя, то он философский. Нальчане сочли «Вия» «страшно смешным».
Хотя местами спектакль и правда был вполне способен напугать. Кто читал первоисточник, эти моменты помнит. Кажется, в кинематографе это называется «скример» (от английского scream – кричать). Таких «скримеров» в спектакле было столько, что, когда появился в конце концов сам Вий с его знаменитым «Поднимите мне веки!», все уже попривыкли. Век, кстати, как и самого Вия, зрителю не показали – публика увидела лишь высоченный и тёмный зловещий силуэт. И этого более чем хватило.
Сюжет спектакля нисколько не пострадал по сравнению с литературным первоисточником, хотя и был несколько урезан. Впрочем, ничего критичного: зритель не узнал, что богослов Халява «имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдёт», а ритора Горобца товарищи «часто дирали за чуб в знак своего покровительства и употребляли в качестве депутата». Зато Хоме Бруту в текст вставили бессмертную фразу Солопия Черевика из «Сорочинской ярмарки» («Господи, и так столько дряни на свете, а ты ещё и баб наплодил!») и поповича оттуда же («Не вареников мне от вас хочется, а другого угощения!»), отчего спектакль только выиграл. Таким образом, «Вий» ещё и напомнил о других вещах из гоголевских «Вечеров на хуторе…», заставив кое-кого пустить скупую ностальгическую слезу в темноте зрительного зала.
Но если уж что и украсило постановку по-настоящему, то это, конечно же, козаки и философ Хома Брут. Кое-кого авторы изрядно омолодили, но «Вий» от этого нисколько не пострадал. Козаков, пожалуй, не изобразили бы так и настоящие (как настоящие грузины не показали бы таковых в «Хануме»). Плюс неповторимый малороссийский говор, воплощённый с такой же тщательностью, что и грузинский акцент в «Хануме» и «Мачехе…». Слушать такую речь можно бесконечно, особенно если у авторов всё в порядке с чувством юмора. А с этим у авторов «Вия» уж точно полный порядок.
Непорядок был с другим: участников гастролей нужно было хоть как-то, но вывести на публику, организовав что-то вроде встречи со зрителями. Ведь после спектакля за кулисами шагу нельзя было ступить от поклонников.
– Меня тянуло в Нальчик, – поделился Сергей Федотов. – Для меня это такое счастье, что три месяца назад у нас в театре появился Карим Шанибов из Нальчика, которому я сказал, как хочу в Нальчик. И он всё устроил одним звонком. Спектакль прошёл апофеозно, зрители сроднились с артистами. Даже декорации наши сюда встали, как родные. Мы один из немногих театров, которые делают классические спектакли. Соответственно, и декорации у нас серьёзные. Такое единение бывает редко. Это были три дня счастья, три дня дружбы. Если бы не Руслан Эржибович (директор театра Руслан Барагунов), это бы не свершилось, и я рад, что есть такие люди. Рад, что существует такой город Нальчик, в который я влюбился ещё тридцать пять лет назад. Внешне он, конечно, изменился, но люди здесь по-прежнему открытые. И такой атмосферы на спектаклях, как здесь, давно не было.
Асхат Мечиев