27.10.2022
«Братья Карамазовы» – тут Бог с чёртом борется
При постановке романов перед сценаристом и режиссёром всегда встаёт сложный вопрос: что же в итоге оставить, а что взять? «Братья Карамазовы» – последний роман Достоевского, квинтэссенция его творчества, можно сказать, литературное завещание. Многие театры обращаются к этому произведению, при этом кто-то на первое место ставит детективную историю, кто-то любовные перипетии, Сергей Федотов обращается к размышлениям о Боге и человеке. Ограничиваясь наиболее важной темой, Федотов убирает и часть персонажей, но это не мешает идее спектакля.
С первых минут действия мы погружаемся в пространство романа. Вся сцена оформлена в тёмных, мрачных тонах, декорации не кричащие, достаточно условные, они позволяют подчеркнуть происходящее, не затмевая актёров, и не отвлекая внимание на себя. Мягкий свет скользит по сцене, перемещая внимание зрителей с одной точки пространства к другой. При этом есть очень приятный тёплый свет за окошком справа, хочется выйти из мрачного пространства сцены и уйти туда, к свету и жизни, но даже это окошко в конце второго действия пропадает, теперь всё будет сосредоточенно на внутреннем свете Дмитрия Карамазова, хватит ли ему сил нести свой крест? Мне почему-то кажется, что хватит. Для меня финал как романа, так и постановки светлый.
Роман «Братья Карамазовы» я перечитывала не так давно, хорошо помню и сюжет, и даже реплики героев, тут мне трудно однозначно оценить, подойдёт ли постановка тем, кто не знаком с сюжетом. Но всё-таки мне кажется, что подойдёт, так как Сергей Федотов оставил ключевые сцены романа, ничего не добавляя от себя, а лишь указывая на те события, которые приводят героев к финалу. В театре «У Моста» очень бережно относятся к первоисточнику, не осовременивают текст, да это и не нужно – мысли автора актуальны как никогда.
Читая книгу, я всегда симпатизировала Алёше, но как прекрасно Александр Шаманов сыграл отца Фёдора Павловича! Он создал образ очень развратного и мерзкого человека, который наслаждается своими пороками, не порицает их, а наоборот, пестует. Отец вызывает отвращение, сразу есть ощущение что произойдёт трагедия. При этом я ловила себя на мысли, что жду появление старшего Карамазова, до чего отвратительно-притягательный персонаж получился!
Одной из ключевых сцен лично для меня стал разговор отца с Алёшей и Иваном, когда папенька интересовался, есть ли Бог, Алёша, естественно, отвечает, что есть, а Иван, что нет, но они оба сходятся в том, что чёрт существует. Главная проблема Ивана, что он верит в чёрта, но не верит в Бога. Эту борьбу видит Зосима и предрекает ему падение и восстание. Сыграть этот высокий ум, мученичество за идею очень сложно, но Илья Бабошин прекрасно справляется со своей задачей. Особенно сильная сцена общения с чёртом, который из тени на стуле магическим образом превращается в вполне осязаемое существо, разговаривает, шутит и зеркально повторяет все движения Ивана. Кого на самом деле видит Карамазов? Может он уже сам превратился в чёрта?
Если Алёша – это светлый образ инока в миру, Дмитрий – образ жертвенности, то Иван «богоборец». При этой разнице, все три брата, тем не менее, Карамазовы, все несут в себе «карамазовскую силу».
Но не стоит забывать о ещё об одном брате – Смердякове, которого сыграл Вильдан Валиев. В начале пьесы этот герой практически не заметен, да и кто он для семьи? Так слуга и повар, объект для шуток и забав барина. И сначала к нему испытываешь искреннее сожаление. Незаконно рожденный сын Фёдора Павловича и юродивой, он, хоть и принят в дом, и даже обучен отцом, тем не менее, не является полноправным членом, для всех он «слабоумный идиот», у которого периодически случаются припадки эпилепсии. Но постепенно этот герой все больше приковывает к себе внимание, финальный монолог, исполненный Вильданом Валиевым, заставил зал затаить дыхание.
Несправедливость своего положения постепенно заполняют душу Смердякова, слушая рассуждения Ивана, он всё больше проникается идеями и трактует их в своём искажённом свете. Если в Иване ещё идёт борьба, то душу Смердякова поглотила тьма. Разговоры Ивана о том, что Бога нет, и значит нет бессмертия души, подталкивают незаконнорожденного сына на отцеубийство. Эта болезненная одержимость идеей вседозволенности уже звучала у Достоевского в романе «Преступление и наказание», и думаю, можно провести параллели между Раскольнковым и Смердяковым.
Вопрос с «положительно прекрасным человеком» автор пытался решить в романе «Идиот». Мне кажется, в целом, эта попытка провалилась, князь Мышкин не смог долго прожить среди светского общества, а вот Алёша Карамазов с идеей иночества в миру воспринимается очень цельным и понятным. Дмитрий Мурзаев в роли Алёши Карамазова сумел создать образ светлого милосердного юноши. Да, он переживает свои испытания веры, но всё-таки остаётся верным себе. Как и в романе, так и в пьесе все герои так или иначе призывают Алёшу и именно ему хотят донести свои мысли и чувства. Его вера, поиски истины, нравственная чистота привлекают всех, даже Фёдор Павлович не может устоять перед своим младшим сыном.
Знаю, что Фёдор Михайлович хотел написать продолжение, и во второй части Алёша стал бы революционером и совершил цареубийство. Ну, вот тут я даже рада, что второй части не было. Мне нравится именно тот образ, который сейчас присутствует в романе и в театральной постановке.
Дмитрий Карамазов – самый мой нелюбимый персонаж в романе, но тем прекрасен театр, что актёр может полностью изменить отношение к герою. Так вышло и здесь: Владимир Ильин создал образ эмоционального, взрывного, но честного человека. Да, он порывист, но он живёт на полную катушку, отрицая полутона. Про него можно сказать: «любить – так любить, стрелять – так стрелять». Такая открытость, часто детскость поступков приводит к трагедии, но он тоже искренен, как и Алёша, настоящая русская душа. Кстати, в книге Дмитрия часто называют Митей, как бы подчеркивая незрелость его характера.
А как хороша Грушенька в исполнении Анастасии Перовой! Как она плечиком повела, как платок накинула, за такой действительно хоть на край земли! Запомнилась сцена в доме Катерины Ивановны, прекрасно сыграно! В книге, кстати, момент с поцелуем ручки мне был не понятен, а тут всё встало на свои места. Катерина Ивановна Верховцева – сначала невеста, а потом бывшая невеста Дмитрия Карамазова – тоже двойственная натура. Её история знакомства с Дмитрием вызывает жалость, но достаточно быстро становится понятно, что Катерина в угоду каким-то своим мыслям и идеалам продолжает хвататься за Митю и отвергать любимого ей Ивана. По сути, она сыграла роль курка, доведя до сумасшествия одного брата и отправив другого на каторгу.
Конечно, за 3 часа нельзя покатать весь роман, но можно отобразить основные вопросы, а ответы на них пусть ищет зритель.
Анна Миславская