19.03.2022
Зверь. Археология
Барабан – самый мистический инструмент, посредник между небом и землёй, ритм вселенной и маленького человеческого сердца. Бом. Бом. Бом. Так начинается спектакль «ЗВЕРЬ» театра «У Моста» в постановке Сергея Федотова.
Очнулись трое. Вне времени, вне пространства. Где-то, нигде. Лаконичные декорации, широкими штрихами обозначающие реальность героев, говорят намного больше, чем нужно. Воображение тут же начинает свою работу, дорисовывая предполагаемый мир.
Отец, Мать, Дочь. Всё время вместе, болезненно привязанные друг к другу, существующие как одно целое. «Плохо когда вас нет рядом».
Если поискать в интернете информацию о пьесе М. Гиндина и В. Синакевича «Зверь», то первая же ссылка будет на театр «У Моста». Впервые сыгранный в 1989 году, спектакль стал головокружительной легендой. Четыре ГРАН-ПРИ, три из которых на международных фестивалях. Неизменно полные залы, и это притом, что спектакль находится в репертуаре больше 30 лет! В чём же его феномен?
Любое произведение искусства, взять то роман, картину, скульптуру, музыку или спектакль, должно что-то говорить нам о мире и самих себе. Что-то такое, что мы или не замечаем, или не считаем достойным внимания, или попросту не понимаем. Словом, произведение искусства открывает нам двери в мир и самих себя. При взаимодействии с ним какие-то лежащие на поверхности смыслы мы считываем сразу, например, главную идею автора. А какие-то, мы, как археологи, бережно смахиваем слой за слоем, чтобы затем увидеть артефакт. И спектакль «Зверь» в этом отношении удивительно интересен для таких «интеллектуальных раскопок».
Едва услышав как общаются между собой герои, я сразу подумала о эстетике и её категориях.
То, как выглядят и двигаются актёры: старые, грязные, рванные, но БАЛЬНЫЕ, в прошлом красивые, костюмы. Пугающая, беспощадная реальность воздействия атомной радиации – и снова поражает насколько С. Федотов последователен в своём процессе воссоздании жизни на сцене. И вот герои – такие, какие они должны быть, пережив ядерную войну. С одной стороны, они отталкивают. Категория безобразного. Но парадокс в том, что от сцены не оторвать взгляда. Это пугающее завораживает.
Ведь безобразное не существует без прекрасного. «Мам, красиво?», – спрашивает Дочь, надев на себя горшок. «Ох, как красиво». Они носят платья, в прошлом – роскошные. В их системе ценностей главное – красота. Она связана с прекрасным, и её понимание зависит от условий жизни человека и его образа жизни. Поэтому так сложно семье ПРИНЯТЬ случайно найденного Зверя. У него «шерсть», а для них красиво быть гладкими… Им сложно сначала даже смотреть на него. Зверь, отвечая на вопрос Дочери, почему считает её красивой, говорит: «потому что мне нравится смотреть на тебя долго». Человек получает наслаждение от того что считает прекрасным. И наоборот.
И тут смахиваем ещё один слой. Человеческая природа. Отец, Мать, Дочь свои знания о том, что значит быть людьми, получили от «человека со стёклами на глазах». Думается, это образ-символ науки и научного познания. Мы не знаем предыстории героя, кроме трагической смерти. Он научил Отца песне, в которой отражается вера в торжество науки и научного прогресса. Как мы видим в итоге, не оправдавшей надежд. Зверь загрыз «человека со стёклами на глазах», наглядно подтверждая, что идее царя природы пришёл конец.
Как строить новый мир? Раз «религия науки» сгорела в грибе атомного взрыва, нужно искать другие пути. И герои начинают искать их в эстетике и любви.
Одна из сторон человеческой природы – познание. Другая – стремление к прекрасному. И некая фоновая: стремление продолжать человеческий род. Этого и хотят Мать и Отец, ища Друга для дочери. Их образы архетипичны. Мать – жизнь, отец – сила жить.
Драматично, что Друг, человек, которого они так долго искали, растерял всё своё природно-человеческое. И если очки «человека со стёклами» – это символ ума и широты мышления, то у Друга – это узость и ограниченность.
В природе человека преобразовывать мир. Человек не существует вне общества, его формирует среда. Есть поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». Зверь принёс в жизнь троицы тепло, а Друг – равнодушие. И вот уже Отец, Мать, Дочь (Кыса) и Друг – одно. Все эстетические и чувственные порывы убиты насилием и грубостью. Их человеческое падение в конце подсвечено инфернальным красным, вот он, АД.
Заканчивается спектакль разрывающим сердцем криком Зверя, когда он слышит строки:
«Аты-баты! Тети-мети!
Мы цари на белом свете.
Наши жёны, наши жёны
Синхро-цикло-фазотроны.
Нашим братом, нашим братом
Каждый атом, атом, атом.
Тети-мети! Аты-баты!
Наши дети – автоматы.
Аты-баты! Тети-мети!
Мы цари на белом свете».
ТО Человечество не извлекло уроки. И потому их для себя извлекаем мы.
Дарья Ворончихина
Портал журнала «Особая»