03.01.2022
Знакомая до боли история
Комедия «Детектор лжи» показывает нам действие, которое крайне напоминает знакомую до боли историю. Похмельный со всех сторон денёк. Нерадивый муж с пьяну заныкал всю зарплату, а на трезвую голову не может вспомнить, куда именно. Отчаявшись, жена (кстати, тоже та ещё «штучка») по объявлению вызывает… и тут, кто бы мог подумать, гипнотизера! Видимо, театр «У Моста» не может иначе. Бытовая история приобретает фантастический оборот, связанный с гипнотическим сеансом, которому позавидуют психологи столичного университета и маги из «шоу экстрасенсов».
Частенько говорят о чудесности постановок театра «У Моста». Также заслуженно любят описать в деталях сохранение антуража, в котором присутствуют каноничные герои пьес. И оказываются правы, персонажи в постановках Федотова из спектакля в спектакль бережно и скурпулёзно окутаны своей эпохой. И мы вместе с ними.
Но я бы хотела заострить внимание на том, как эта постановка крайне сложна для самих актёров. Ограниченное количество персонажей, сжатое до трёх героев. К тому же, по задумке, каждый из них должен постоянно присутствовать на сцене в течениипочти двух часов. Задача не из лёгких. И как замечательно каждый справился со своими ролями! Как органично, будто бы это их собственные реплики, мысли и действия, разыграла свою маленькую трагикомедию обыденно-чудесной жизни троица Владимира Ильина, Марины Шиловой и Дмитрия Мурзаева.
Жена (Марина Шилова) словно автоматной очередью выдаёт афоризм за афоризмом. Словесные потоки, которые обрушиваются лавиной то на мужа, то на гипнотизера, не могут и присниться мастерам речитатива. Пошлейший танец предложений, кадриль фраз, произносимых в точности каждой из женщин в моменты отчаяния и горя, тоски по утраченному чувству. В героине они воплощаются с предельной насыщенностью и психологией переливов эмоций, которые бьют через край… и через неумолкающий рот. За яростью и гневом скрывается, и зритель это видит, наивное выкрикиваемое по-своему, как умеет советская сильная баба, чувство обманутого ожидания, неудавшейся, оставшейся лишь в мечтах, другой жизни. Муж все эти годы с три короба нагло врал. Да, по мелочам, но их накопилось столько за совместно прожитую жизнь, что любая бы сорвалась на крик.
На контрасте зритель наблюдает филигранно проработанное молчание, разыгрываемое Дмитрием Мурзаевым и Владимиром Ильиным. Насколько сложно было играть героиню, которая постоянно говорит не прекращая. Настолько же сложно двум остальным актёрам было показать молчание, которое ни в коем случае не должно затеряться в постановке рядом с настолько харАктерной ролью Надежды Бызовой. Беззвучность тоже надо сыграть. Бесхребетные тоже живут своей своеобразной безмузыкальной живописью.
Резким жестам жены, противопоставлено сжатое тело, сидящего в советском кресле мужа. Причём, если присмотреться детально, то можно заметить фантастику, которую творит сам с собой актёр. Сжатые, словно на них кандалы, руки «соседствуют» с будто в истерике бьющимися пальцами ног Бориса Бызова. Игра тела, которую исполняет актёр, на этом естественно не заканчивается и примеров можно приводить великое множество. Как меняется персонаж-муж от порывистых выпадов до обмякших жестов в зависимости от реплик других героев. Как плавно пританцовывает он загипнотизированный, как, весь дрожа, порывисто трясёт кулаками около лиц жены и гипнотизёра в моменты гнева, как резко, точно наотмашь, бьёт в кульминационных сценах постановки.
Нельзя не отметить и игру гипнотизёра (Дмитрий Мурзаев), случайного свидетеля семейной драмы. Особенно мне понравились разыгрываемые им 50 оттенков молчания в первой части «Детектора…», когда говорила жена. Нюансы, выраженные за счет микроигры мимики. Смотришь на лицо гипнотизёра и диву даёшься. Кто бы мог подумать, что молчание может быть таким разным?! Таким говорящим. Удивление, радость, гнев, печаль, сострадание, попытка вставить слово – всё это было передано через вынужденно бессловесную игру. А какую ещё? Ведь с такой огонь-женщиной и слова вставить невозможно. Пожалуй, если только… её саму, наплевав на этику, насильно загипнотизировать. А там, в ходе сеанса, окажется, что даже самые разговорчивые имеют свои немые тайны. Да такие, что давно знавший свою благоверную муж окажется в шоке. Да и малознакомый мужчина со своим нелюдимо-академическим складом ума, немножечко, вру, «множечко» так удивится. Но это уже второй акт пьесы, и, каюсь, пусть и маленький, но спойлер.
Но маленький спойлер позволителен, так как и в этом своеобразии театральной сцены ничто не затмит той жизни, которую даёт нам каждая постановка. Ведь с подмостков существующего в данной форме искусства вам улыбнётся. Вам вскрикнет и промолчит. Посмеется вместе с вами и погрустит. Такая продуманная, постановочная, заученно-отрепетированная. В какой-то степени, не побоюсь этого слова, лживая. И такая, парадоксально, несмотря ни на что, правдивая и искренняя в разыгрываемых актёрами чувствах… жизнь. Жизнь определённых героев в определенную эпоху. Жизнь людей в определённое время и в определённом месте.
Словом, ходите в театр. Если не в любой, то в театр «У Моста» точно.
P.S. Меня искренне тревожит то, что слово «мистический», с которым ассоциируют театр «У Моста», обязательно связывается со словами зловещий, жуткий, ужасный. Мистический для меня – это, в первую очередь, тревожащий, будоражащий до глубины души, переворачивающий привычный круг моего существования, упирающегося в череду друг за другом тянущихся дней. Понедельник, вторник, среда и т.д и т.п. Чудо, обыкновенное чудо, это ведь очень страшно, если подумать.
Мой дорогой и любимый зритель театра «У Моста». Не обманывайся. Ты идёшь не пощекотать себе нервы. Ты садишься в кресло данного театра, чтобы увидеть чудо, которое вырвёт тебя из цепких лап будней.
Мария Лумпова