Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.10.2019

Жизнь одна!

Театральный режиссер должен обладать своеобразным профессиональным чутьем, чтобы из огромного количества драматических и прочих литературных произведений, созданных человечеством за всю свою историю, выбрать к постановке именно то, что «выстрелит» здесь и сейчас. И в этом смысле у художественного руководителя и режиссера театра «У Моста» Сергея Федотова – особый дар.     

Спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана появился в репертуаре театра «У Моста» двадцать лет назад, и после некоторого перерыва вновь вернулся на сцену совсем недавно, в сентябре. История несчастного «маленького человека», оказавшегося не в состоянии вписаться в реалии современной жизни и очутившегося на грани самоубийства, сегодня актуальна, как никогда.

Герой «Самоубийцы» Семен Семенович Подсекальников в исполнении Валерия Митина во время спектакля вызывает у зрителя целую гамму противоречивых чувств: он то смешон, то жалок, то нелеп, то просто отвратителен. Безработный, сидящий на шее у своей замученной жизнью работающей жены, которая, тем не менее, его по-прежнему любит и готова поддержать его бредовые начинания вроде игры на трубе. Семен Семенович, может быть, в душе и неплохой человек, и он искренне хотел бы жить иначе – но как-то не получается. Вот и живет он тихонько, незаметно, «шепотом». И сам себя за это презирает.

Но это только начало пьесы. После перепалки с женой из-за ливерной колбасы Подсекальников грозится покончить с собой, и неожиданно становится «звездой» едва ли не мирового масштаба. Ведь самоубийство может стать громкой новостью, если уговорить Семена Семеновича написать яркую идейную предсмертную записку! «Нам нужны идеологические покойники!» И колоритные заинтересованные личности разного масштаба бросились к Подсекальникову с предложениями, от которых невозможно отказаться. 

«Самоубийца» театра «У Моста» – это комедия-фарс, очень смешная, но местами все же грустная. Потому что слишком узнаваемо. Теперь искусство стало как торговля, а торговля как искусство – разве это не про нас? Оказывается, Эрдман так охарактеризовал свою современность, эпоху НЭПа (пьеса «Самоубийца» написана в 1928 г.). И если провести определенные параллели, то можно сказать, что мы сегодня живем как раз в пору победившего НЭПа, и да – на самоубийствах и прочих трагедиях некоторые умудряются очень даже хорошо заработать.      

Но если самоубийство – всего лишь разменная монета для чьих-то чужих амбиций, то может быть, лучше выбрать жизнь? Пусть даже такую – незаметную, «шепотом», но единственную и по-своему прекрасную! 

  

Ирина Малютина

Журнал «Особая»