Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.01.2019

ЖИЗНЬ КАК ТЕАТР – ТЕАТР КАК ЖИЗНЬ

Рождественские встречи всегда создают особенную атмосферу в театре «У Моста»: театр становится близок зрителю, как никогда. Уютная праздничная обстановка, новогодние песни, веселые конкурсы, экскурсии по мистическому закулисью, комната страха, где актеры перед самым носом разыгрывают маленькие сюжеты  из жутких спектаклей и где каждый смелый зритель может пощекотать свои нервишки, – все это вызывает большой эмоциональный всплеск и делает зрителя еще ближе к театру, удовлетворяя зрительское любопытство, но с тем же оставляя место для тайны.

В рамках Рождественских встреч, 28 декабря, как новогодний подарок для любимых зрителей – и для верных поклонников, и новичков, состоялась мировая премьера триллера «Мефистофель» по пьесе американского драматурга Дона Дигро, увлеченного психологическим театром и русской литературой, а особенно Достоевским. Впечатляющий, яркий, незабываемый спектакль удачно вписывается в мистическую часть репертуара театра и без сомнений станет одним из самых любимых в нем.

Эстетически красивое погружение в лондонский мир начинается с темноты и первобытных тревожных звуков. Этот завораживающий контраст продолжается на протяжении всего спектакля, заставляя зрителя балансировать вместе с героями над пропастью под влиянием невидимой темной силы, что «старее, чем сам мир».

Неоднозначность, постоянное ощущение пограничности одного мира с другим связаны с пространством, образующимся в спектакле: мы видим главную героиню Кэтлин Лав, в исполнении загадочной Марии Сигаль, то чистой, возвышенной беззащитной девушкой, робко молящей о пощаде наверху, под самой крышей, у окна, из которого льется призрачный свет как надежда, то внизу в виде обезумевшей от вожделения, стоящей на коленях, не в силах оторваться от земли под тяжестью тьмы.

Мир, в котором разворачивается напряженная игра, призрачен: театр проникает в жизнь, жизнь проникает в театр. Границы между внутренним миром человека и окружающим растворяются. Губительное, опасное зло Николаса Шофилда, первородное для человеческой сущности, выбирается наружу. Обаятельному талантливому актеру Ильназу Яруллину удается овладеть невероятно сильной, несвойственной для него ролью псевдо Сатаны, сверхчеловека, возомнившего себя абсолютным злом. Есть в спектакле потрясный момент, когда актер, демонстрируя свой актерский уровень, на глазах зрителя перевоплощается из уродливого Посыльного, из маленького человека-клопа в обворожительного статного манящего мужчину с дьявольской красотой.

Как всегда особой изюминкой спектакля стала обожаемая зрителями Мария Новиченко в роли безумной демонической Мей Рейнс. Актриса оригинально вжилась в чертовскую роль с ее то резкими, то плавными движениями, стройностью грациозного тела, неистовым взглядом, пленительной комичностью, но надо признать, что именно этой рыжеволосой красавице подобные роли даются удачно.

На протяжении всего спектакля режиссер, как невидимая мистическая сила, играет с нами, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Зритель вместе с героем Джоном Раффингом, в исполнении бесподобного Андрея Воробьева, заблуждается, ошибается, пытается найти ответ и спасти последнее божественное в этом фантомном мире – Кэтлин Лав  (Мария Сигаль). Среди всех героев спектакля он самый близкий, самый душевный, самый понятный для зрителя, потому что человеческое в нем сильнее той низости и пошлости, что овладела окружающим. Джон Раффинг  тот, кто смело кинется навстречу разрушительному злу во имя спасения и защиты святого.

Еще одной обманкой для зрителя станет образ Мег Лав в исполнении прекрасной Виктории Проскуриной – объект, казалось бы, настоящей неизменной любви Джона Раффинга (Андрей Воробьев). Героиня также двойственна, обманчива как часть темной силы, которая завладела ей: за стыдливым детским взглядом и нежным голосом скрывается страшная развратность и порочность, не достойная настоящей любви.

И лишь обособленно существует демиург Генри Ирвинг в исполнении необычного интересного актера Валерия Митина, человек-случайность, появляющийся неожиданно, создающий ощущение выпадения из спектакля, ни с кем несвязанный и ни от кого не зависимый.

«Мефистофель» – это спектакль-игра, напоминающий шкатулку с секретным местом, а его сюжет – театр в театре. И несмотря на запугивающий жанр «триллер» все-таки этот спектакль о сложностях жизни, о трудном выборе человека, об искушениях во время жизненного пути, о неизбежности ошибок и, конечно же, о спасительной силе любви.

 

Ольга Татаурова

Портал «ProГород»